Весь Екатеринбург потрясла история вузовского профессора, пришедшего на выборы президента с зеленкой. Мошенники запугивали 50-летнюю преподавательницу три недели, в итоге она перевела на "безопасные счета" все свои деньги, которые копила на квартиру дочери, взяла три кредита. Потеряв в сумме 13,4 миллиона рублей, подчинилась приказу испортить бюллетени, но ее задержали. От зеленки пострадал лишь пуховик.
Увидев сюжет в новостях, все ахнули: как человек с аналитическим умом мог попасться на удочку? Отсидев в спецприемнике 15 суток за "мелкое хулиганство", доктор химических наук дала интервью. Судя по всему, она так и не осознала до конца произошедшее с ней, вся погружена в студентов и науку. Убеждена: мошенников найдут и деньги вернут. Правда, большой вопрос, сможет ли она преподавать дальше: с судимостью запрещено. А судимость вполне вероятна, к примеру, пенсионерке, пытавшейся поджечь военкомат по наводке аферистов, недавно дали 1,5 года условно.
Другой случай произошел в Первоуральске: 48-летняя местная жительница под давлением подала заявку на кредит, но банк заблокировал выдачу наличных как подозрительную операцию. Дама не успокоилась: оформила кредитные карты в других местах, продала личный автомобиль и перевела мошенникам более 700 тысяч рублей. После чего лжесиловики предложили ей принять участие в поимке преступников, для чего предстояло поджечь петарду в отделении банка. Благо, сотрудники офиса оперативно эвакуировали клиентов и вызвали группу быстрого реагирования, никто не пострадал.
"Мошеннических схем много, но сама методика стара: надо вывести человека на сильную эмоцию, чтобы он потерял способность мыслить критически, особенно в условиях дефицита времени и информации. Подобное состояние называется туннельным мышлением: жертва не принимает никаких аргументов против, видит только один способ решения проблемы", - говорит Михаил Перцель, главный внештатный специалист по психотерапии минздрава Свердловской области.
По словам доктора, социальная инженерия позволяет к каждому подобрать ключ, ищет уязвимое место конкретного человека. Для кого-то это страх потерять деньги, у других, наоборот, тщеславие, желание разбогатеть. А могут сыграть и на альтруизме, попросив помочь государству. По ту сторону люди со специальными навыками, они умеют и давить, и льстить: "Вы же умный человек, вы же знаете, что... Для этого надо сделать то-то и то-то".
Мошенники всегда используют актуальную информационную повестку: в марте были выборы, в мае наверняка начнут отрабатывать тему Дня Победы. Кроме того, в последнее время не редкость звонки от имени Следственного комитета: мол, вас подозревают в финансировании ВСУ, статья такая-то, до 12 лет лишения свободы. Если человек сбрасывает контакт, могут тут же набрать с другого номера: "Что вы себе позволяете? Вам подполковник звонит!" Прямо сцена из телесериала, но люди верят.
Михаил Перцель рекомендует взять паузу в разговоре для уточнения информации и спокойно оценить ситуацию. Лучше всего принимать решение, опираясь на третье мнение: посоветоваться с родными, например, или позвонить настоящему сотруднику банка (ни в коем случае не клавишей "ответить", а набрать самому).
"Есть приложения для определения номеров у Яндекса, Сбера, Альфа-банка, Лаборатории Касперского - их следует использовать всем независимо от возраста (актуально только для мобильной связи, в Ватсапе и Телеграме нет фильтрации подозрительных звонков. - прим. ред.). Не соревнуйтесь с мошенниками в остроумии. Если начнете ругаться, издеваться над ними, номер могут внести в другую базу и работать по нему еще тщательнее", - считает Илья Обабков, директор Института радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ.
"Опасно хамить мошенникам, - соглашается Елена Разумовская, доктор экономических наук, учредитель центра правовой и финансовой грамотности. - Во-первых, это нас ввергает в стресс, когда мы злимся, плохо себя контролируем. Сердцебиение повышается, настроение падает, а потом еще и укоряем себя: дескать, проявили слабость. Тем более не стоит заниматься морализаторством или заявлять: "Ничего вы не получите!" Я знаю двоих людей, которым аферисты мстили за разоблачение: заваливали спамом, взламывали соцсети, мессенджеры и рассылали всем контактам просьбы о деньгах".
Очень часто жертва говорит: меня буквально загипнотизировали голосом, однако эксперты сомневаются, что преступные кол-центры используют именно такой метод.
"Известны методы манипулирования, заставляющие думать и делать так, как хочется кому-то другому. Сначала этот посторонний втирается к вам в доверие, показывает: я на вашей стороне, разделяю ваши ценности, представления о себе и о мире, - рассуждает доктор Перцель. - Когда человек зрел духовно, он в меньшей степени склонен совершать необдуманные действия".
"Гипноз маловероятен, для него нужен прямой контакт, хотя бы зрительный. Людям просто стыдно потом за совершенные нелепости, они хотят переложить вину на других, - развивает мысль Елена Разумовская. - В основном ведомыми в ситуации с мошенниками становятся те из нас, кто склонен к психопатии и ленится думать, чрезмерно наивен, одинок, оторван от жизни".
Главный вопрос: бросать или не бросать трубку после первых фраз? По мнению некоторых, мошенники поставят в базе пометку "неконтактный" и потеряют к вам интерес. Кто-то, наоборот, считает: звонить начнут с удвоенной силой, пробовать разные сценарии.
По данным аналитического центра SuperJob, ежедневно с телефонными мошенниками сталкивается каждый пятый екатеринбуржец, 27 процентов - несколько раз в неделю. При этом два процента респондентов заявили: такое бывает раз в несколько лет, а 10 процентам не звонили никогда. Подполковник полиции Максим Метелица - один из таких игнорируемых. Знают ли аферисты заранее о роде деятельности абонента? Скорее офицер хорошо защищает свои персональные данные, не ведет страничку в соцсетях - один из основных источников сведений о человеке.
"Если у него скудный цифровой профиль, он не отвечает на звонки, ни разу не переводил деньги, зачем тратить время?", - поясняет логику мошенников Илья Обабков.
Хотя, возможно, часть опрошенных банально соврала.
"Большинство пострадавших не признается в этом вслух, пытаясь забыть неприятный опыт", - уверена Елена Разумовская.
Могут ли банки реально блокировать счета? Да, идет СВО, сохраняется террористическая угроза. Если финансовой организации кажутся подозрительными суммы переводов или вообще операции по вашим счетам, она их ограничит. У знакомой Елены Разумовской недавно заблокировали карту: девушка организовывала поездку детей в Сочи, собирала на нее деньги - пришлось идти в отделение.
"Но такое бывает редко, и банки обычно не звонят, а присылают СМС. Если мы все-таки сомневаемся, настоящий менеджер с нами разговаривает или нет, уточняем обстоятельства: когда, где, в каком банке? Ой, подождите, я не расслышала, повторите, пожалуйста, ваше имя-отчество. Я не могу сейчас говорить - еду за рулем, в метро, давайте свяжемся позже. При этом сами не перезваниваем, - подчеркивает Разумовская. - У преступников есть протокол ведения беседы, если жертва выбивается из него, они начинают раздражаться и отключаются. Важно не идти на поводу, а демонстрировать проверку бдительности: "Спасибо за информацию, я уже у компьютера, пишу в банк", "Я как раз иду к ректору в приемную, у нас сегодня собрание", "Ой, я рядом с банком, сейчас зайду".
Как действовать, если твой близкий находится под влиянием мошенников? Можно ли выбить телефон из рук, облить холодной водой, повысить голос, чтобы человек пришел в себя? Эксперты не дают однозначных ответов. Все средства хороши, лишь бы разорвать связь с преступниками и привести жертву в состояние осмысленности. Многое зависит от личных обстоятельств. К примеру, пожилую екатеринбурженку не смогли отговорить от перевода денег липовой невестке ни сотрудники банка, ни вызванные полицейские. Помог лишь приезд сына. Он заявил, что жениться ни на ком не собирается. По всей видимости, с мамой общается нечасто, это стало ее "болевой точкой", в которую и ударили.
Цифра: 275 случаев IT-мошенничеств зарегистрировали в Екатеринбурге за два месяца 2024 года - на 27,5 процента больше, чем за тот же период 2023-го.