Анна Белошистая: Большая часть проблем закладывается в дошкольном детстве ребенка. Мамы водят детей чуть ли не с трех лет по всяким "развивашкам", курсам подготовки к школе, в последний год перед школой штудируют учебники 1 класса, но первые же месяцы учебы показывают: ребенок неуспешен. А кто будет успешен? Тот, у кого развито внимание, воображение, логическое и пространственное мышление.
Ребенку в первом классе трудно записывать цифры и буквы, не может попасть в клеточку, пропускает цифры, списывает с доски текст с ошибками. Почему?
Анна Белошистая: Скорее всего, у ребенка низкий уровень зрительно-моторной координации, проще говоря, несогласованность "глаз-рука". И неумение распределять внимание между двумя процессами: видеть и записывать. Многие учителя считают, что это ошибки по невнимательности, но это не так. Ребенок не может списать с доски задание, поскольку постоянно теряет место, с которого нужно скопировать, или неверно копирует форму знаков.
Давайте вспомним, как в детском саду развивают пространственное мышление. "Выше-ниже", "право-лево", "перед чем-то - за чем-то"… Причем именно в пространстве, а не на плоскости. Ребенок приходит в школу, перед ним доска, учебник, тетрадь, лист бумаги, и все это плоскости. Но ни в одном учебнике математики нет заданий, которые обучали бы ребенка ориентироваться на плоскости. А это не врожденное умение. Этот вид ориентировки развивается только с помощью специальных заданий
Секунду! Родители могут сами научить этому детей? Есть какие-то упражнения, задания, которые помогут ребенку не теряться перед листком бумаги?
Анна Белошистая: Да. На ориентировку на плоскости будет полезно, например, такое задание.
Продолжи рисовать ряд фигурок, сохраняя заданный порядок.
Или такое: обведи в табличке букву А красным цветом, букву Б - зеленым цветом (знать буквы для этого необязательно, нужно просто показать ребенку нужный значок.)
Или такое: раскрась фонарики так, чтобы перед каждым красным фонариком был желтый. Начинай раскрашивать слева (а потом то же задание, но справа).
Еще одно задание: дайте ребенку половинку тетрадного листа в клетку. Попросите его нарисовать солнышко в правом верхнем углу листа, елочку в левом нижнем углу листа, грибок в левом верхнем углу листа. Спросите, в каком углу нет рисунка (в правом нижнем).
Все эти три задания покажут не только умение ориентироваться на листе бумаги, но и хороший уровень внимания (объем, распределение и устойчивость), а также наличие логического мышления в какой-то мере (умение соблюдать заданное чередование).
Но этого мало. Второе, что необходимо для хорошей зрительно-моторной координации - развитие мелкой мускулатуры руки. Сегодняшний ребенок не застегивает пуговиц, вся одежда на липучках и молниях, не завязывает шнурки, не откручивает и не закручивает кран, чтобы помыть руки - везде рычаги. Он привык нажимать кнопки гаджетов указательным пальцем, и в результате рука быстро устает, если приходится напрягать сразу все пальцы. А ведь письмо - это напряжение всех мышц кисти, согласованное и автономное, и напряжение разных пальцев разное. И если к этому не готовить заранее, то сложности в начальной школе ребенку обеспечены, несмотря на то что он бойко считает до 100 и помнит ответы всех примеров таблицы сложения до 10.
А как развивать зрительно-моторную координацию? И в каком возрасте это надо делать?
Анна Белошистая: Нужно учить мозг не только координировать взаимосвязь глаза и руки, но и учить распределять внимание для контроля этих двух процессов. Рука ребенка 5-6 лет очень хорошо "отзывается" на целенаправленную работу по ее развитию, поскольку в этом возрасте еще не произошло кальцинирование мелких костей кисти. То есть это скорее хрящи, чем косточки, они меньше сковывают растяжение и тренировку мышц кисти.
Сейчас очень популярны всякие раскраски, но это не то, что нужно. Не особо нужны и всякие "прописи для дошкольников", которые требуют механического воспроизведения одних и тех же символов на всю строку. При выполнении этих повторов мозг не включается, нужно только терпение, поскольку контур на всей строке один и тот же. Чтобы включить координацию "глаз-рука", нужно срисовывать такие контуры, которые требуют осознанного контроля.
Например, задание: рассмотри фигурки и срисуй их на лист бумаги.
Это задание будет развивать зрительно-моторную координацию. А если ребенок справляется с ним хорошо, то предложите вариант: рассмотри фигурки и запомни их, закрой книжку и нарисуй эти фигурки по памяти.
Такая форма задания будет не только развивать зрительно-моторную координацию, но и зрительную память (ее объем и устойчивость, а также пространственное мышление). Ребенок, легко справляющийся с таким заданием, будет всегда правильно списывать задания учителя и с доски, и с учебника.
Есть ли дети, неспособные к математике?
Анна Белошистая: Это дети с диагнозом "дискалькулия". Дискалькулия - это неспособность работать с числами и цифрами. Просто мозг их не воспринимает. Некоторые дефектологи утверждают, что примерно 10 процентов детей в той или иной форме страдают от дискалькулии. Большие трудности с математикой могут быть у детей с умственной отсталостью, общим недоразвитием речи, с синдромом дефицита внимания с гиперподвижностью (не из-за проблем с интеллектом, а из-за того, что они не могут усидеть и сосредоточиться даже на 5-10 минут). Таких учеников лучше обучать отдельно.
Если понимать под "способностью к математике" обычную школьную программу для обычных детей, думаю, что она вполне доступна всем. Но только в том случае, если не запускать математику в начальной школе. Потом выправить ситуацию практически невозможно. Во всяком случае, довольно трудно: нужен очень опытный и знающий не только математику, но и психологию обучения репетитор.
Как родителям понять, есть у ребенка математические способности? Скажем, он бойко считает в уме, знает цифры до тысячи…
Анна Белошистая: Проще всего это будет сделать тем родителям, которые сами обладают такими способностями. Если нет, то придется почитать специальную литературу и воспользоваться рекомендациями профессионалов. Обучение счету - чисто техническая проблема, и ее решает любая программа развития математических представлений, которая используется в детском саду.
В январе 2024 года вышла моя книга "Развитие математических способностей ребенка дошкольного возраста". Я старалась писать ее простым и понятным языком, поэтому думаю, что интересующимся родителям она очень поможет.
А как учителю начальных классов понять, что перед ним одаренный ребенок?
Анна Белошистая: К сожалению, учителя начальных классов чаще всего этим не интересуются. Им нужно, чтобы ребенок "не высовывался", был "как все". Одаренный ребенок требует одаренного учителя. Такого ребенка нельзя держать в классе со всеми остальными. Его нужно учить отдельно в том режиме, который нужен лично ему. Сейчас очень популярно домашнее обучение. Возможно, такому ребенку это полезнее всего. Но проблема в том, что такому ребенку обязательно нужен, хотя бы консультативно, хороший педагог-математик, иначе он не будет иметь систематического математического образования, необходимого для дальнейших занятий наукой.
Какую программу выбрать, чтобы развивать математические способности?
Анна Белошистая: Никакая программа не развивает математические способности сама по себе. Это давно доказано. Развивать математические способности нужно целенаправленно, и делать это может только специалист. Если бы Моцарт сидел в общем классе, он бы не стал Моцартом. Возможно, Пушкин в общем классе был бы посредственным учеником, если бы его лицей не был ориентирован на "штучный" выпуск.
Но есть же всем известные программы Занкова и Петерсон. Каким детям они подходят?
Анна Белошистая: Сейчас эти программы исключены из рекомендованного Министерством просвещения списка. Но хорошему учителю никакой учебник не помеха. А плохому - что ни дай, все мешает. Годы апробации не показали какой-то повышенный процент "выхода" учеников, способных к математике после этих программ. Результат дает только одаренный учитель.
Что вообще родители будущего первоклассника должны знать о школьных программах?
Анна Белошистая: Родителям первоклассника лучше всего обратиться к грамотному психологу. Пройти тестирование и получить рекомендации. Тестирование Л.А. Ясюковой очень эффективно. А уж по его результатам решать: отдавать в школу или искать персонального учителя.
Некоторые школы предлагают программу "Эффективная начальная школа". Всем ли детям она подходит? Как родителям понять, надо ли отдавать ребенка в такую школу?
Анна Белошистая: Насколько я понимаю, это просто форсирование обычной программы. Работают педагоги по тем же учебникам М.И. Моро и других - это стандартный учебник "Школы России". Видела программы "Эффективной начальной школы": там каша из понятий и способов действий, характеристик мышления и других познавательных процессов.
Например, среди задач есть такая: "Воспитывать интерес к математике". Это слова, которые не могут стоять рядом. У способного ребенка этот интерес в крови, его воспитать невозможно. Если ребенок начнет учиться по такой программе в 6 лет, то в 8 лет он перейдет в пятый класс. И что он будет делать там среди десятилетних подростков? Да его просто заклюют. На месте родителей я бы много раз подумала, прежде чем выбирать школу с такой ускоренной программой. Если ребенку все легко дается , лучше заниматься с ним углублением и расширением его знаний и умений, развивать интеллект, дивергентность.
Сейчас очень много возможностей для таких занятий.