В Кемерове актеры рассказали зрителям про спектакли с марионетками

Как управляют марионетками, рассказали зрителям актеры Театра кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара. Мастер-класс устроили перед показом премьерного спектакля "Руслан и Людмила" по одноименному произведению Александра Пушкина.

Постановку режиссера Станислава Садыкова, приуроченную к 225-летию великого русского поэта, в городе ждали. И не только из-за любви к классику и живого интереса к новому прочтению его бессмертной поэмы. Особый интерес вызвало то, что в спектакле с бережным отношением к слову, яркими декорациями и интересным музыкальным оформлением задействованы куклы-марионетки. Их в производственных мастерских театра изготовили в сжатые сроки по эскизам талантливой художницы из Санкт-Петербурга Евгении Жердель. Кроме того, марионетками кукловоды управляют в данном случае сверху, при помощи очень длинных нитей, оставаясь невидимыми для публики.

"У нас много спектаклей с живыми планами, а здесь актеры находятся в так называемом "черном кабинете", точнее, на помосте - металлической конструкции, скрытой за декорацией. Управлять куклой так гораздо сложнее, потому что тебе не видно, стоит она на полу или летает. И нужно очень тонко чувствовать, контролировать ситуацию, чтобы кукла держала пол. Работу актерам облегчают специальные утяжелители. Но еще нужно вовремя перехватывать нити, чтобы они не запутались, - рассказывает артист-кукловод Анастасия Леонтьева. - В спектакле участвуют куклы, аналогичные по системе управления вот этой, учебной. Она максимально приближена к анатомическому строению человека, все пропорции соблюдены, к каждому суставчику привязаны нити. Всего их четырнадцать, и большая часть предназначены для того, чтобы кукла держала вертикальное положение, могла наклоняться, садиться. А если хочешь, чтобы кукла работала еще точнее, нужно подвязать к ней больше нитей".

Фото: Юлия Потапова/РГ

Зрителям - подросткам и их родителям - рассказали историю марионеток. Изначально они использовались в религиозных обрядах, а театральными стали в XVI веке. Правда, первые куклы были примитивными, управлялись штоком - деревянной палочкой, торчащей из кукольной головы. Все, что могла делать такая марионетка, - вертеть головой в разные стороны. Но постепенно кукла совершенствовалась. У нее появились нити, противоположные концы которых привязаны к специальной деревянной конструкции, которую держит в руках кукловод. Эта штука называется вага и для каждой куклы и актера изготавливается индивидуально.

Сцена из спектакля "Руслан и Людмила". Фото: Минкультуры и национальной политики Кузбасса

"Волшебство марионетки именно в том, что она сделана под человека. Чем больше нитей, тем больше движений, подобных человеческим, она может совершать, и тем сложнее эти движения. Важно не перепутать нити и передать пластику более подробно. Только тогда все будет по-настоящему, - продолжает артист-кукловод Евгения Устюгова. - Есть марионетки настолько сложной конструкции, что они умеют жонглировать. И актеру требуется немало времени на отработку движений, которые со стороны выглядят легко и просто".

Надо сказать, что в Театре кукол Кузбасса классических спектаклей с марионетками, требующих высокого мастерства, не ставили давно. И то, что это произошло, уже можно считать победой творческой команды. Постановка "Руслан и Людмила" открыла новую страницу в истории театра, который готов работать не только для детей или только для взрослых, но быть театром универсальным, для всей семьи. А в планах у коллектива, который существует сегодня в непростых условиях (здесь продолжается капитальный ремонт, и спектакли идут пока на малой сцене театра драмы Кузбасса), новые премьеры, проведение мастер-классов и экскурсий по закулисью.