Еще во время работы над диском в жизни Агутина случилось несколько небывалых для него событий. Ему исполнилось 55, и он впервые стал хедлайнером культового рок-фестиваля "Дикая мята", а потом дебютировал и у Игоря Бутмана, на его Sochi Jazz Festival, с джазовой программой. А новый альбом и вовсе окончательно запутал ситуацию с тем, как будет развиваться его творчество дальше. И новые песни с диска "Все не зря", кажется, только подтвердили, что настоящего Леонида Агутина мы еще совсем не знали...
В этой премьере его тянуло к саундтрекам и к философским размышлениями о жизни, с привычной для артиста чуть грустной и ироничной улыбкой сквозь красивые темы о любви и надежде. Да и "Босоногий мальчик", "Хоп-Хей-Ла-Ла-Лей" и "Голос высокой травы" из 90-х тоже далеко его от себя не отпустили. Снова бодрили задорными мелодиями, взрывными гитарными арпеджио и тонизирующими ритмами босановы и фламенко, как прежде настраивающими слушателей на невозмутимую житейскую удаль его еще первых альбомов...
Сам Леонид Агутин рассказал теперь, что "Все не зря" начиналось с песни "Марина" - теплота интонаций и фейерверка латинской страсти - привычной для этого артиста стилистики. Хотя текст больше походил на дружеский монолог с близко знакомым человеком, иногда даже становясь почти тостом, с обилием имен: "Как же это, Марина, так получилось? Всё на свете зачем-то переменилось?! Но какое бы ни было в мире ненастье, у тебя есть Алёша, и Юра, и Настя"... Некоторые фанаты сразу начинали интересоваться новостями о личной жизни артиста... Но все было проще.
Оказывается, что эту песню для мамы Марины заказали Агутину ее дети, подарив "хит от ее кумира", что обычная практика в шоу-бизнесе. Так же пишет песни "на заказ", для конкретного человека, например, Павел Кашин. Недавно цена была 300 тысяч рублей. Да и в целом, наверное, не важно - как и по какому поводу сочиняются песни. Тем более что "Марина" уже стала хитом, нужным, любимым, и многое объясняющей уже в их жизнях, для многих других - Марин или Ирин...
Но дальше в альбоме начались уже неожиданности.
Мало кто знает, что до начала работы над диском Агутин не писал песен ровно полтора года. Может, и поэтому первым треком он поставил "Скажи хоть что-нибудь". Фразу, с которой к нему, наверное, не раз обращались коллеги-музыканты или друзья. И сами потом, скорее всего, удивились его ответу. Самыми привычными героями песен Агутина прежде становились влюбленные или расстающиеся люди, но в "Скажи хоть что-нибудь" - уже образы и метафоры, более привычные для Константина Кинчева и группы "Алисы".
Строчки "А во полюшке сто чертят и тишина с косой" и "Знали ли ночью, что утро придет? Слышали гром, но не видели страх" - уже в духе кинчевской славянской поэтики и продолжения его эпической борьбы добра со злом. Почти былинные. Знали ли мы и такого Агутина прежде?! Нет.
"Я не понимал, кому нужны музыка и творчество в целом". А собственное "казалось неуместным", - объяснил он теперь свое затянувшееся молчание.
И добавил, что ему в тот момент "помогли зрители, которые приходили на концерты, и среди них было много молодежи". Вот летом 2023 года артиста, по его словам, и "прорвало". Как раз после фестиваля "Дикая мята". А в итоге получилась пластинка человека, будто начавшего заново обдумывать сегодняшнюю жизнь и ее перемены.
Поэтому "Все не зря" - по сути, уже экспериментальный альбом - разные векторы творчества, поиски себя, другого звучания... Ожидали ли мы, что Леонид Агутин может быть таким разноплановым и успешным в самой разной, а не только в популярной музыке? Тоже вряд ли.
Вот, например, мудрый, чуть монотонный, под электрогитары и отголоски фанк-рока трек "Мне 225 лет", написанный для фильма Сарика Андреасяна "Онегин", где режиссер ждал от певца романса о нежных чувствах, но тот решил высказать слова, с которыми Пушкин (чье 225-летие отмечается в этом году) мог бы обратиться к нам сегодняшним. Или ироничный трек "Понты", среди исполнителей которого оказались славящиеся еще и своим чувством юмора актеры Гоша Куценко и Михаил Полицеймако...
Еще интереснее новый хит "Небо падает в руки", где много смятений, размышлений, ритмов латино и погружений в мистическую арабскую музыку. И который по контрасту с невеселым текстом завершается атмосферой бразильского карнавала и даже парой тактов из вечного агутинского праздника непослушания - хита "Хоп-Хей-Ла-Ла-Лей" из 90-х....
Круг замкнулся. И Леонид Агутин будто заново перезагружает свою карьеру. Так ему и нам только интереснее. И - "Все не зря".