Леонид Агутин выпустил новый альбом после полутора лет молчания

Новые песни Леонида Агутина в последнее время оказывались столь различными по стилям, настроениям и задачам, что и свой новый, 16-й студийный альбом, он вначале не собирался выпускать. Хотя уже его название - "Все не зря" - было столь притягательно своим оптимизмом, что его хотелось даже просто читать вслух, получая почти терапевтическое успокоение.
До начала работы над диском Агутин не писал песен ровно полтора года, но теперь перезагружает свою карьеру.
До начала работы над диском Агутин не писал песен ровно полтора года, но теперь перезагружает свою карьеру. / РИА Новости

Еще во время работы над диском в жизни Агутина случилось несколько небывалых для него событий. Ему исполнилось 55, и он впервые стал хедлайнером культового рок-фестиваля "Дикая мята", а потом дебютировал и у Игоря Бутмана, на его Sochi Jazz Festival, с джазовой программой. А новый альбом и вовсе окончательно запутал ситуацию с тем, как будет развиваться его творчество дальше. И новые песни с диска "Все не зря", кажется, только подтвердили, что настоящего Леонида Агутина мы еще совсем не знали...

В этой премьере его тянуло к саундтрекам и к философским размышлениями о жизни, с привычной для артиста чуть грустной и ироничной улыбкой сквозь красивые темы о любви и надежде. Да и "Босоногий мальчик", "Хоп-Хей-Ла-Ла-Лей" и "Голос высокой травы" из 90-х тоже далеко его от себя не отпустили. Снова бодрили задорными мелодиями, взрывными гитарными арпеджио и тонизирующими ритмами босановы и фламенко, как прежде настраивающими слушателей на невозмутимую житейскую удаль его еще первых альбомов...

Сам Леонид Агутин рассказал теперь, что "Все не зря" начиналось с песни "Марина" - теплота интонаций и фейерверка латинской страсти - привычной для этого артиста стилистики. Хотя текст больше походил на дружеский монолог с близко знакомым человеком, иногда даже становясь почти тостом, с обилием имен: "Как же это, Марина, так получилось? Всё на свете зачем-то переменилось?! Но какое бы ни было в мире ненастье, у тебя есть Алёша, и Юра, и Настя"... Некоторые фанаты сразу начинали интересоваться новостями о личной жизни артиста... Но все было проще.

Оказывается, что эту песню для мамы Марины заказали Агутину ее дети, подарив "хит от ее кумира", что обычная практика в шоу-бизнесе. Так же пишет песни "на заказ", для конкретного человека, например, Павел Кашин. Недавно цена была 300 тысяч рублей. Да и в целом, наверное, не важно - как и по какому поводу сочиняются песни. Тем более что "Марина" уже стала хитом, нужным, любимым, и многое объясняющей уже в их жизнях, для многих других - Марин или Ирин...

Круг замкнулся. Леонид Агутин будто заново перезагружает свою карьеру. Так ему и нам интереснее

Но дальше в альбоме начались уже неожиданности.

Мало кто знает, что до начала работы над диском Агутин не писал песен ровно полтора года. Может, и поэтому первым треком он поставил "Скажи хоть что-нибудь". Фразу, с которой к нему, наверное, не раз обращались коллеги-музыканты или друзья. И сами потом, скорее всего, удивились его ответу. Самыми привычными героями песен Агутина прежде становились влюбленные или расстающиеся люди, но в "Скажи хоть что-нибудь" - уже образы и метафоры, более привычные для Константина Кинчева и группы "Алисы".

Строчки "А во полюшке сто чертят и тишина с косой" и "Знали ли ночью, что утро придет? Слышали гром, но не видели страх" - уже в духе кинчевской славянской поэтики и продолжения его эпической борьбы добра со злом. Почти былинные. Знали ли мы и такого Агутина прежде?! Нет.

"Я не понимал, кому нужны музыка и творчество в целом". А собственное "казалось неуместным", - объяснил он теперь свое затянувшееся молчание.

И добавил, что ему в тот момент "помогли зрители, которые приходили на концерты, и среди них было много молодежи". Вот летом 2023 года артиста, по его словам, и "прорвало". Как раз после фестиваля "Дикая мята". А в итоге получилась пластинка человека, будто начавшего заново обдумывать сегодняшнюю жизнь и ее перемены.

Поэтому "Все не зря" - по сути, уже экспериментальный альбом - разные векторы творчества, поиски себя, другого звучания... Ожидали ли мы, что Леонид Агутин может быть таким разноплановым и успешным в самой разной, а не только в популярной музыке? Тоже вряд ли.

Вот, например, мудрый, чуть монотонный, под электрогитары и отголоски фанк-рока трек "Мне 225 лет", написанный для фильма Сарика Андреасяна "Онегин", где режиссер ждал от певца романса о нежных чувствах, но тот решил высказать слова, с которыми Пушкин (чье 225-летие отмечается в этом году) мог бы обратиться к нам сегодняшним. Или ироничный трек "Понты", среди исполнителей которого оказались славящиеся еще и своим чувством юмора актеры Гоша Куценко и Михаил Полицеймако...

Еще интереснее новый хит "Небо падает в руки", где много смятений, размышлений, ритмов латино и погружений в мистическую арабскую музыку. И который по контрасту с невеселым текстом завершается атмосферой бразильского карнавала и даже парой тактов из вечного агутинского праздника непослушания - хита "Хоп-Хей-Ла-Ла-Лей" из 90-х....

Круг замкнулся. И Леонид Агутин будто заново перезагружает свою карьеру. Так ему и нам только интереснее. И - "Все не зря".