Калининград: старт продаж
В самом западном регионе страны началась долгожданная продажа билетов на самолеты по новой программе субсидирования. Теперь такие билеты могут приобрести все жители Калининградской области, а не только льготники, как это было раньше. Спрос оказался настолько большим, что авиакомпании оказались вынуждены приостановить онлайн-продажи.
Рекорды по популярности бьют, конечно, столичные направления - Москва и Санкт-Петербург. В "Аэрофлоте" уже подтвердили, что из-за высокого спроса забронировать рейсы через официальные сайты или приложения пока нельзя. Чтобы купить билет, нужно лично прийти в авиакассы или официальные представительства компании. В "Уральских авиалиниях" вовсе сказали, что субсидированные авиабилеты для калининградцев временно не продают.
Такую заминку связывают с ажиотажным спросом, вызванным скорым началом сезона отпусков. Калининградское направление в целом забито под завязку, о чем свидетельствует практически стопроцентная глубина бронирования как на следующие майские выходные, так и на все лето. Поэтому билеты на самолет как в регион, так и из него, берут очень заблаговременно.
Такой спрос понятен. Раньше улететь в Санкт-Петербург калининградцы могли в среднем за семь тысяч рублей (стоимость с багажом). Сейчас это можно сделать в два раза дешевле. "Приобрести субсидированные авиабилеты могут все жители Калининградской области, зарегистрированные в регионе, а также студенты региональных вузов. На иногородних учащихся льгота тоже распространяется, но пока будет действовать в течение этого года", - прокомментировали в пресс-службе правительства региона.
Всего утвердили шесть субсидируемых авианаправления - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Жуковский, Мурманск и Архангельск. В программе участвуют три авиакомпании - "Аэрофлот", "Уральские авиалинии" и "Смартавиа". Цены варьируются. Так, например, слетать в Москву можно за 3,8 тысячи рублей, в Петербург - за 3,5 тысячи. Дороже всего обойдется Екатеринбург - 8,5 тысячи в один конец.
Теперь главное - справиться с очередями. На прошедших майских выходных простоять в них можно было три часа. Только в одну авиакассу на улице Черняховского в Калининграде пытались пробиться сразу 100 человек. Со слов менеджеров компании, лимит по субсидиям на май калининградцы уже выбрали.
По данным правительства области, на субсидирование авиаперелетов для жителей региона выделено около 180 миллионов рублей. Раньше эти деньги распределяли на льготников по всей России, к которым относились пенсионеры, инвалиды и студенты. Затем федеральный центр перераспределил деньги на калининградцев.
Губернатор региона Антон Алиханов подчеркнул, что правительство региона уже подало заявку на увеличение финансирования госпрограммы. Дополнительные средства планируют получить благодаря экономии на авиасубсидиях в целом по стране.
Мурманск: экономия до половины
Согласно данным Росавиации, в Мурманской области действуют четыре субсидируемых авиарейса. Полеты между Апатитами и Санкт-Петербургом осуществляются 7 раз в неделю, между Мурманском и Казанью, Нижним Новгородом и Калугой - два раза. Стоимость билетов на них примерно на треть, а то и на половину ниже, чем на обычный авиарейс.
Например, в мае из Апатитов можно улететь в Санкт-Петербург примерно за 6500-7000 рублей, тогда как обычный авиабилет стоит 12-13 тысяч рублей и выше. Как правило, такие авиарейсы пользуются большим спросом.
Казань и Нижний Новгород: рейсов - десятки
В Татарстане число субсидируемых рейсов в 2024-м выросло до 36, в прошлом году было 25. В перечень субсидируемых маршрутов региональных авиаперевозок включили 25 направлений из Казани, 6 - из Нижнекамска и 5 - из Бугульмы.
По большинству направлений запланировано два рейса в неделю, однако не все маршруты круглогодичные. Самый дешевый билет на рейс из Казани в Самару стоит 2,2 тысячи рублей, в Иркутск, Барнаул, Улан-Удэ и Новокузнецк он обойдется в сумму до 10,9 тысячи.
О тарифах и периоде выполнения субсидируемых рейсов можно узнать из постановления, опубликованного на официальном портале правовой информации РТ. Финансируются они из федерального и регионального бюджетов, а авиакомпании, которые задействуют на направлениях, проходят конкурсный отбор.
Из Казани с такой скидкой минуя Москву напрямую можно улететь в Сургут, Ханты-Мансийск, Челябинск, Пермь, Ярославль, Нижний Новгород, Нальчик. Иркутск, Волгоград, Мурманск и другие города. Из Нижнекамска дороги открыты в Тобольск, Минеральные Воды, Нижневартовск, Новый Уренгой, Сургут, и Тюмень. Ну а Бугульме достались "холодные" направления - в Нижневартовск, Новый Уренгой, Сургут, Усинск и Ноябрьск.
В расписании Нижегородского аэропорт имени Чкалова сегодня 13 направлений, на которых действуют субсидированные рейсы. Это четыре города ПФО, Екатеринбург и Челябинск, Тюмень и Томск, Астрахань, Волгоград, Минводы, Махачкала и Калининград. Пассажиру на этих маршрутах обещают выгодные тарифы, а выпадающие доходы авиакомпаниям компенсируют федерация и регионы, соединенные перелетами.
Например, добраться из Нижнего Новгорода до Волгограда на субсидированном рейсе можно за 4800 рублей (с багажом), до Саратова - за 1680 рублей, Казани - за 2800. Чуть дороже выйдет путешествие в Екатеринбург, Минеральные Воды и Калининград. Одним из самых дорогих оказался Томск - 11000 рублей в одну сторону за билет с чемоданом. Дополнительные скидки - только детям до 12 лет, поскольку такие тарифы и так считаются специальными.
Астрахань, Волгоград и Махачкала: спрос растет
В пресс-службе аэропорта Астрахань им. Б.М. Кустодиева рассказали, что субсидия в размере более 90 миллионов рублей позволит в этом году расширить предлагаемую полетную программу в регионе. На данный момент из Астрахани уже субсидируются следующие направления - Нижний Новгород, Сочи, Минеральные Воды, Уфа. На такие рейсы купить билеты может любой человек. Скидки для льготных категорий остаются на усмотрение авиакомпаний.
Так, стоимость перелета из Астрахани в Нижний Новгород в эконом-классе составит около 7 тысяч рублей. За перелет в Уфу в одном направлении придется выложить порядка 6 тысяч рублей. При этом дорога туда же с пересадкой в Москве обошлась бы в 17 тысяч рублей. Как отметили в аэропорту, средняя заполняемость начавшихся в апреле рейсов из Астрахани в Нижний Новгород фиксировалась на уровне 78 процентов. Но в последние две недели выросла до 95 процентов. Рейсы на Уфу были выкуплены на 90 процентов.
В комитете транспорта Волгоградской области сообщили, что субсидируемые направления ежегодно утверждает специальная комиссия. Росавиация согласовывает возможность покрытия части расходов. Так, в 2024 году из Волгограда субсидируются рейсы в Казань, Минеральные Воды, Нижний Новгород, Сургут, Уфу, Самару и Челябинск. Конкретные суммы не называются.
Дагестан участвует в федеральной программе субсидирования региональных авиаперевозок с 2018 года. Ежегодно перечень таких маршрутов меняется. Как рассказали "РГ" в минтрансе республики, в 2024 году субсидируются авиарейсы в Екатеринбург, Новый Уренгой, Саратов, Челябинск, Нижневартовск, Тюмень, Самару, Ульяновск, Иваново, Оренбург, Сочи, Минеральные Воды, Пермь, Киров, Томск и Ижевск. Период выполнения таких рейсов на всех маршрутах может быть разным.
Пермь: самые популярные
В этом году в Перми выделены субсидии на 17 авиарейсов. Из федерального и краевого бюджетов частично финансируются перелеты в Самару, Казань, Минеральные Воды, Нижний Новгород, Калининград, Сургут, Новосибирск, Тюмень, Волгоград, Владикавказ, Махачкалу, Мурманск, Когалым, Ярославль, Барнаул, Нарьян-Мар и Усинск. Всего в этом году краевой бюджет выделил на эти цели 262,9 миллиона рублей.
Почти все субсидируемые маршруты работают два раза в неделю, кроме Нижнего Новгорода (трижды в неделю) и Когалыма (один раз в неделю). Выбирая направления, власти Пермского края отдали предпочтение тем, что были наиболее востребованы у пермяков в прошлом году. Билет может купить любой житель Прикамья. Разница в цене существенная. Например, полет на субсидируемом рейсе до Минеральных Вод обойдется в 4 тысячи рублей, а на обычном - 13 тысяч. В целом же стоимость билетов на субсидированные рейсы начинается от трех тысяч рублей. Например, в Махачкалу в мае можно улететь за 6400 рублей, а в Барнаул за 9500.
Субсидированные рейсы начали действовать в Пермском крае в 2017 году. Тогда было только шесть направлений - Самара, Казань, Нижний Новгород, Краснодар, Новосибирск и Минеральные Воды.
Сибирь: становимся ближе
Сегодня (2 мая) из Новокузнецка вылетел первый рейс в Махачкалу. Боинги 737-800 будут отправляться в столицу Дагестана два раза в неделю - по четвергам и понедельникам. Маршрут уже пользуется спросом. Билеты стоимостью от 7,8 тысячи рублей можно купить онлайн прямо у компании-перевозчика, так дешевле.
Прямой маршрут открылся благодаря субсидированию из регионального бюджет по программе "Развитие транспорта Кемеровской области". Если в 2019-м на ее реализацию в казну закладывали 21 миллион рублей, то в 2023-м - уже 300 миллионов. Так что количество прямых межрегиональных рейсов растет вместе с пассажиропотоком. Из того же Новокузнецка теперь можно без пересадок улететь в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Казань, Сочи и Уфу.
В апреле из Кемерово начались полеты в Казань, а в начале года - в Минеральные Воды. Этот востребованный маршрут проходит через Самару либо Уфу. Беспересадочный билет обойдется в 4,4 тысячи рублей, а через Новосибирск - в 20-30 тысяч.
Как уточнили в областном минтрансе, прямые межрегиональные авиарейсы субсидируют на фоне сокращения федеральной программы. Приоритет - направлениям, в развитии которых заинтересованы и регионы-партнеры. Так, например, маршрут Кемерово-Екатеринбург каждая из сторон финансирует на 30,5 процента. А почти 40 процентов стоимости билетов на маршруте Новокузнецк-Казань субсидирует сама компания-перевозчик.
Из Омска же по программе субсидированных перевозок для специальных категорий граждан можно улететь в Якутск. Выполняет рейс авиакомпания "Якутия". Для молодежи, пенсионеров, инвалидов и многодетных семей стоимость авиабилета фиксирована и составляет 4500 тысячи рублей. Билеты можно приобрести онлайн на сайте авиакомпании.
Впрочем, субсидированные авиарейсы из Омска в Якутск будут выполняться только с 5 июня и только по средам. Для сравнения - стоимость обычного билета на данный рейс без багажа стартует от 14250 рублей. А пока из Омска в Якутск можно долететь с пересадкой. Цена на билет в одну сторону начинается от 17 тысяч рублей.
Дальний Восток: 7 тысяч до Москвы
Продажи субсидированных авиабилетов на 2024 год на рейсы из городов Дальнего Востока в Москву и по другим маршрутам в рамках госпрограммы обеспечения доступности воздушных перевозок открылись в декабре 2023-го. Кроме "Аэрофлота" и его "дочки" "России" в столицу летают региональные авиакомпании.
В этом году тарифы не изменились. Так, например, полет в эконом-классе в Москву льготнику из Владивостока обойдется в 7400 рублей, а льготнику-хабаровчанину - в 7200. Напомним, что к льготным категориям относятся граждане младше 23 лет, пенсионеры и многодетные, инвалиды I группы, инвалиды с детства с сопровождающими. Специальные тарифы для них действуют также на столичных рейсах в Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Магадан, Якутск и в обратном направлении.
Субсидированные тарифы на столичных рейсах для дальневосточников, не относящихся к льготникам, также остались прежними. Возраст пассажира не играет роли, главное - регистрация в субъекте Дальнего Востока. Например, билет в Москву из Владивостока и четырех других городов ДФО стоит 10200 рублей для взрослого дальневосточника и 5550 - для ребенка.
Продажа субсидированных билетов на рейсы в Санкт-Петербург из Владивостока и Хабаровска так и не начались, поскольку нет прямых рейсов в летнем расписании. Что касается межрегиональных полетов, то есть несколько субсидируемых направлений, в том числе из Хабаровска во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Магадан, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, из Владивостока в Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск, а также из Благовещенска в Красноярск. Субсидированными тарифами на этих рейсах могут воспользоваться только льготники. Разница в цене билетов для них и обычных пассажиров огромная. Так, например, льготник заплатит за полет из Хабаровска на Колыму 4000 рублей, а обычный пассажир до 30 тысяч.
Нужно помнить и об ограничениях на авиаперевозки по субсидируемому тарифу в течение года для одного человека: не более четырех авиабилетов в одну сторону, не более двух авиабилетов "туда и обратно". Оформить или забронировать перевозку по субсидируемым тарифам можно не ранее чем за полгода до даты вылета. К тому же субсидированных билетов не много, поэтому не всегда они есть в продаже на определенные даты, особенно в горячую пору отпусков.