Когда науку узнают в лицо: Что можно увидеть в портретах нобелевских лауреатов и академиков
Когда науку узнают в лицо: Что можно увидеть в портретах нобелевских лауреатов и академиков
Это своего рода личный подарок к 300-летию Российской академии наук от фотохудожника Сергея Новикова и Санкт-Петербургского издательства "ЛЮДОВИК". Такой вернисаж к юбилею РАН стал возможен благодаря поддержке регионального отделения партии "Единая Россия" и проходит в Едином общественном пространстве "СРЕДА!" (Конногвардейский бульвар, 4, подъезд 3).
Для гостей, которых и в праздничный день на открытии выставки оказалось много, играл живой оркестр. А на вопросы посетителей отвечал и давал живые пояснения прямо у портретов их автор - по такому поводу Сергей Новиков специально приехал с Урала в город на Неве.
- У автора фотовыставки "Портрет интеллекта" в этом году еще и два личных юбилея: 70 лет со дня рождения и 40 лет, как начал фотографировать ученых, - сообщил биографические подробности коллега Новикова и его давний партнер Виктор Радзиевский, руководить издательства "ЛЮДОВИК". - Учитель физики по образованию, Новиков привлек внимание своими работами, а потом принял предложение стать фотографом Башкирского отделения РАН.
А постигал искусство фотопортрета Сергей в Челябинском пединституте, где действовал необычный ФОП - факультет общественных профессий, который вели известный фоторепортер Юрий Теуш и его ученик Владимир Швеммер. Два талантливых человека, влюбленных в фотографию, превратили городской фотоклуб в фотографическую Мекку. Новиков оказался одним из самых способных учеников, и уже в первые несколько лет сумел заявить о себе. Его снимок "Счастливое детство" (1975 год) попал на обложку журнала "Советское фото" и был растиражирован на всю страну.
По словам самого Сергея Новикова, на первых порах он осваивал жанровую фотографию, а встретившись с учеными, увлекся портретной съемкой. Удалось сделать несколько впечатляющих работ - это портреты академиков Г. А. Толстикова, Г. А. Разуваева и портретная галерея лауреата Нобелевской премии Александра Михайловича Прохорова.
Как часто бывает в жизни, толчком, поворотным моментом стал счастливый случай. В 1985 году в геологической экспедиции Новиков познакомился с Василием Наливкиным, известным специалистом по геологии нефти и газа, работавшим тогда в Ленинграде, во Всесоюзном нефтяном научно-исследовательском геолого-разведочном институте.
- В той экспедиции на реке Уфе мы и подружились, - вспоминает с благодарностью Новиков. - Потом я приехал в Ленинград, и Наливкин увез меня в Комарово на дачу. И там сел за телефон, начал обзванивать знакомых академиков. И говорить, что есть такой фотограф - Сережа Новиков из Уфы, надо ему обязательно позировать. Он делал это с большим энтузиазмом, даже азартом. И никто его просьбу причудой не посчитал - Василия Дмитриевича в академической среде как-то особо трепетно любили и уважали. А у дома его машина стояла, "жигуленок" - Наливкин садился за руль и самолично вез меня к Алферову, к Пиотровскому. Потом удалось связаться с академиком Лихачевым. Василий Дмитриевич понимал, что с людьми надо беседовать, чтобы была живая ситуация, и, представив меня очередному именитому коллеге, тут же брал на себя роль собеседника. А я по ходу менял место, ракурс съемки, искал свет...
В 1999-м вышел первый фотоальбом Сергея Новикова под названием "Портрет интеллекта" и дал старт одноименной издательской серии. В предисловии к тому альбому писатель и гуманист Даниил Гранин обратил внимание, как много "политиков разных цветов и вовсе бесцветных" назойливо мелькают на телеэкранах, как отовсюду навязывают "поющих звезд эстрады, шоуменов, телеведущих и прочую публику, которую знать не обязательно".
- Эти звезды вспыхивают и гаснут, навсегда исчезая из памяти и мало что оставляя в душе, - констатировал автор "Зубра". - Зато как до постыдного плохо знаем мы наших замечательных современников, создателей науки - физиков, биологов, историков, математиков, - всех тех, чьи имена известны специалистам мира. Искусство Сергея Новикова заставляет вглядеться в их лица, это ведь не просто снимки, это портреты, где можно увидеть многое - и мощь, и характер, и интеллигентность, и простоту, и мудрость таланта…
Сейчас Сергей Новиков - сотрудник Уральского отделения РАН, живет большей частью в Екатеринбурге, но то и дело выбирается на съемку - к своим давним и новым героям. И до сего дня его выбор остается неизменным: аналоговая камера и черно-белая фотопленка. Не модная нынче цифровая фотография, а все так, как в 70‑х - пленка, увеличитель, ручная печать.
За четыре десятилетия Сергеем Новиковым создана впечатляющая фотогалерея известных российских ученых: более трех тысяч имен! Многих уже нет в живых, поэтому созданные Новиковым портреты бесценны.
Коллекция его лучших работ выдержала более 20 персональных выставок в России. Многие фотографии были представлены на салонах и фотовыставках в Испании, Англии, Франции, Германии, Бразилии, Польше, Болгарии, Чехословакии, Гонконге, Голландии, Австрии. В числе наград - специальный книжный приз международной выставки в Лейпциге (1978), приз габровского Дома юмора и сатиры (Болгария, 1985), премия губернатора Свердловской области в номинации "Выдающиеся достижения в области литературы и искусства" (Екатеринбург, 2007) - за коллекцию фотографий, опубликованных в книге "Портрет интеллекта: уральская наука в лицах". Особая награда фотохудожника - академический орден В. И. Вернадского (2018 год).
Фотовыставка "Портрет интеллекта" в Едином общественном пространстве "СРЕДА!" в Санкт-Петербурге открыта для свободного посещения и будет работать до 26 мая.
Виктор Радзиевский, издатель, публицист:
- Поначалу Сергей работал во всех жанрах, и все у него получалось, но наиболее проницательные коллеги замечали особое внимание к деталям, тщательное высматривание в любом пейзаже "выражения лица" и связывали его будущее с жанром портрета, о чем, кстати, ему говорили еще в институте на занятиях по фотографии. Так и случилось: Новиков стал выдающимся портретистом.
Пока мы ощущали себя народом, мы узнавали себя в лицо. В разное время оно было разным: воин-победитель в поверженном Берлине, Юрий Гагарин в шлеме космонавта… С распадом СССР лицо исчезло и остался провал, к которому мы уже начали привыкать и даже видеть в нем признак своего нового, можно сказать, модернизированного существования.
В наше промежуточное, совсем не героическое время, когда пропорции и выражение лица определяются дресскодом, появление "Портрета интеллекта" - это поступок, который нельзя не заметить, попытка связать разорванное время и вновь научиться узнавать себя в лицо.