ВЦИОМ: Пасха вошла в тройку главных праздников российской культурной идентичности

Пасха стала третьим по важности праздником для россиян после Дня Победы и Нового года. Таков один из основных итогов опроса ВЦИОМ.

По данным социологов, среди главных праздников страны Пасха заняла третью позицию с 29% голосов участников опроса ВЦИОМ, Новый год - второе место с 58% голосов. Лидер голосования - День Победы (61%).

При этом для 12% опрошенных Пасха является священным обрядом. Для 67% участников исследования это праздник "скорее традиция": культурно-историческая - 30%, семейная - 24%, формальная - 13%. Еще 10% Пасху связывают с приятными приготовлениями к празднику и застолью.

Исходя из соотношения голосов, социологи пришли к заключению о том, что праздник Пасхи скорее утратил свой сакральный смысл. Хотя на вопрос о том, что именно празднуют в Пасху, почти в половине случаев звучал верный ответ - воскресение Иисуса Христа - 42%. Затруднились с ответом 32% опрошенных, 5% перепутали Пасху с Рождеством.

Правда, значительно большинство - 85% - намерены отмечать Пасху. Среди самых распространенных традиций праздника - приготовление пасхальных блюд - 55%, посещение или приглашение гостей - 36%, освящение угощений в церкви - 20% - и поездки на кладбище - 18%.

"За последнее десятилетие мы наблюдаем рост смысловой секуляризации этого праздника. Как и 6-7 лет назад, примерно каждый третий относит Пасху к числу главных праздников, тогда как число декларирующих приверженность православию за последние семь лет снизилось. Так или иначе, Пасха становится в значительной степени светским праздником, смысл которого - в воспроизводстве российской культурной идентичности", - заключил директор по стратегическому развитию ВЦИОМ Степан Львов.

Справка "РГ"

Во всероссийском телефонном опросе "ВЦИОМ-Спутник" приняли участие 1600 человек от 18 лет.