Школа критики проходила в Москве с 17 по 27 апреля в Москве параллельно с 46-м Московским Международным Кинофестивалем (ММКФ) при поддержке Фонда Кино и телеканала Кино ТВ. Милош Бикович встретился со студентами школы на следующий день после премьеры на ММКФ фильма "Лесной царь" (The Erl-King/Bauk). В картине, которая вошла в Основной конкурс киносмотра, он сыграл небольшую, но фильмообразующую роль, и выступил в качестве продюсера. Приведем несколько наиболее интересных ответов Милоша Биковича на вопросы студентов.
Мы познакомились с режиссером фильма Гораном Радовановичем в Москве, благодаря нашему общему с Никитой Михалковым другу. Я решил продюсировать картину, потому что мне нравятся работы Горана, в частности, картина "Анклав", которая также дебютировала на кинофестивале в Москве в 2015 году и получила Приз зрительских симпатий. Понимая, каким был предыдущий фильм, я почувствовал, что "Лесного царя" нужно поддержать. Сценарий при первом прочтении мне не очень понравился, но я знал, что Горан снимет лучше, чем написано на бумаге. Позднее режиссер предложил мне сыграть маленькую роль - отца главного героя, мальчика Саввы. История, рассказанная в фильме, мне близка - в 1999 году мне самому было 11 лет, почти как Савве. Кроме того, мне понравилось, что в фильме все события мы видим глазами ребенка, благодаря этому создается личностный эффект, как будто смотришь фильм о самом себе. В результате получилось кино не о войне, а о столкновении невинного мира ребенка с ужасом войны.
Фильм "Лесной царь" - это не политическая "агитка", в нем сильна документальная составляющая, мы следим за мальчиком и его внутренними ощущениями и не навязываем зрителям никакую политическую повестку и контекст.
Если мы говорим про авторское кино, то культурная политика должна быть очень деликатной, чтобы она не была препятствием для развития этого сегмента сферы кино. А если про зрительское, которое снимается, в частности, на государственные деньги и попадает под понятие "мэйнстрим" - нужны ограничения и цензура. Это как отбойник вдоль дороги.
Если вы меня спрашиваете, на каких принципах должна базироваться культурная политика, то скажу, что не могу точно ответить на этот вопрос, есть люди более компетентные. Они должны собираться и вместе думать. Причем обсуждать эти вопросы нужно постоянно, потому что культурная политика должна меняться вместе с обществом, и запреты должны быть не удушающие.
Я могу привести пример из сферы кино - разобрать фильм "Холоп", который, казалось бы, смешной, легкий и в чем-то поверхностный, но какие острые вопросы он поднимает: воспитание, проблемы отцов и детей, отсутствие взаимопонимания между людьми. Этот фильм говорит о том, что мы "теряем" целое поколение наших детей, а ведь именно они являются одной из самых главных ценностей в нашей жизни. Если не важнейшей. Отец главного героя фильма все бы отдал, чтобы исправить свои промахи, чтобы возместить упущенное время со своим сыном. Он устраивает весь этот цирк, чтобы помочь своему ребенку. И зритель радуется его успехам, поддерживает - поэтому эта комедия и самая кассовая.
Зрители разделяют одну из главных идей фильма: мы хотим не смерти грешника, а его спасения, чтобы произошло чудо Преображения и Воскресения. Что является вершиной этой "метанойи" (метанойя - от древнегреческого сожаление, раскаяние - прим. авт.)? Что является самым главным? Способность героя на подвиг ради любви. К любимой женщине, к обществу! То есть это фильм про спасение человеческой души, можно сказать, что это - христианское кино. Да, оно подано в легкой манере, но имеет глубокий смысл...
Продолжая тему культурной политики, например, я бы на государственном уровне запретил использовать смартфоны детям младше 13 лет. Пусть будет обычный телефон, чтобы звонить маме.
Когда оба родителя работают, нет возможности постоянного контроля, но есть смартфон. В итоге получаем и вред здоровью, и разрушение традиционных связей в обществе: мы не знаем, ни кто воспитывает наших детей, ни что они смотрят.
У меня есть желание поставить спектакль на сцене российского театра, но, к сожалению, нет на это времени. В кино все работает на вас: камера, монтаж, ракурс. А театр - это живой контакт, в театральном процессе больше времени на размышления. Самая сложная моя театральная роль была в спектакле "Ваал" по пьесе немецкого драматурга Бертольда Брехта. Я был морально не готов к премьере, поэтому единственный способ пройти через этот спектакль увидел в такой организации действия, когда даже я не знал бы, что произойдет в следующий момент. Например, в спектакле был эпизод, когда ко мне обращаются другие действующие лица, а я им не отвечаю 10 минут. Они не были к этому готовы. Это создало напряжение и разбудило всех на сцене. Они никогда не знали, что я сделаю в следующий момент. И это делало спектакль живым.
Сербия планирует развивать сотрудничество с другими странами в области кинематографии, а особенно с Россией. Я надеюсь, что проекты будут реализованы, но пока не могу говорить обо всех. Но то, что в последние несколько лет мы начали снимать кино в рамках совместного производства - очень важный факт. Только моя компания за последние годы произвела несколько фильмов и сериалов, есть и другие заметные проекты, получившие признание в России. Появились такие лица как Иван Босильчич, Милена Радулович, Милан Марич и другие. То есть - кинематографисты из Сербии находят в России свое место. Происходит обмен опытом, создание единого пространства, где можно показать сербское кино.
Сегодня российский кинематограф расправил крылья, фильмов снимается много, они становятся все лучше и лучше. Я замечаю это с того момента, как приехал в 2016 году и снимаюсь здесь. Будущее мирового кинематографа я вижу в обмене опытом и сотрудничестве. У России и Сербии много интересных общих историй.
Например, Николай Николаевич Раевский, который послужил прототипом Вронского из "Анны Карениной", добровольцем сражался за освобождение Сербии в Сербско-турецкой войне. Сегодня на месте его гибели установлен памятник - храм: сердце хранится в Сербии, а тело захоронено в России.
В городе, где родились мои родители, родился и один из офицеров, который командовал Маршем русских солдат, когда они пришли в Париж - Джордже Иммануил.
Думаю, что мы сейчас будем развивать сотрудничество не только балканских стран и России, но и расширять взаимодействие со странами Азии, Арабского мира и другими.
Никита Михалков - хороший психолог, поэтому работает с актерами по-разному. А подготовка к съемкам у него всегда на высоком уровне, поэтому он позволяет себе снимать в расслабленной манере: приезжает на площадку, когда уже все готово, и снимает по 5-6 часов, без переработок, что очень важно для всей съемочной группы. Так, наверное, великие делали раньше.
Качественная критика - это некий ориентир, мост между профессиональным зрителем и человеком искусства, своего рода зеркало для творческого человека. Когда есть профессиональный подход, кинокритик может быть настолько же важным для общества, как и сам творческий человек. Только у него немного другая роль. Сейчас чаще всего мы видим критику необоснованную, такие обзоры о себе я стараюсь не читать, а когда попадаю на них, это приводит меня в ужас. Я смотрю на себя со стороны и пытаюсь угодить другим, вместо того чтобы ориентироваться на свой творческий инстинкт. И считаю, что для актера это пагубно. Но вообще, мне кажется, должен быть творческий союз кинокритиков, и вообще критиков, которые находятся на одной стороне искусства вместе с творцами.
Для меня самое важное - это ощущение внутреннего спокойствия. Я не люблю, когда меня заставляют что-то делать и говорить. Не люблю даже тогда, когда заставляют говорить то, во что я верю. И особенно не люблю, когда меня заставляют говорить то, с чем я категорически не согласен. Я не знаю, какова цена этого поступка и что будет дальше. Но точно не чувствую себя человеком, у которого нет возможностей и который не знает, как развиваться. Наоборот!
Продолжения фильма "Балканский рубеж" как такового не будет, но в планах снять фильм "Балканский ветер".
В сериале "Дайте шоу!" для онлайн-кинотеатра "Иви" я играю певца. Это интересная роль, в которой будет много неожиданного.
10 фильмов Милоша Биковича: