По его словам, альпачьим бизнесом он занялся не по расчету, а по зову сердца: дочка очень просила заказать милое копытное домой. И милота зацепила. Раньше он работал в одной из российских бюджетных структур, но оставил госслужбу ради нового дела.
- Точно не скажу, когда первая альпака пересекла российскую границу, но, по официальным данным, впервые партия альпака завозилась не для зоопарков, а для личного пользования в 2010-2011 годах, - говорит Жайворонок. - Мы купили своих первых альпака и привезли их в Ставрополь, на родину моей супруги, где была земля, чтобы их держать. Об этом узнали местные журналисты, и после их репортажей к нам буквально началось паломничество туристов. Люди стояли за забором и ждали своей очереди пообщаться с альпака. Быстро возникла идея развивать агротуризм. Когда увидели интерес со стороны посетителей, решили расширяться и строить фермы с альпака в других регионах, чтобы заодно наблюдать, как они адаптируются к разному климату.
Специалист отмечает: 99,9 процента альпака в России принадлежат к одной породе уакайа. Именно такие в свое время были завезены из Перу в Европу. Сейчас дошло до того, что этих животных стали заводить как обычных питомцев в частных дворах. Но есть и те, кто интересуется альпака всерьез и хочет открыть свой бизнес. Жайворонок старается сейчас объединить их в одну ассоциацию, чтобы совместно решать насущные проблемы.
- Идея лежала на поверхности. Но, когда мы начали покупать первых альпака, сразу столкнулись с мошенниками. Это полностью серый рынок. Часто животные ввозятся неясными путями. Сплошь и рядом случается так, что люди, которые представляются поставщиками, берут стопроцентную предоплату и исчезают. Поэтому мы решили идти в масштабирование, заниматься этим не просто для себя, а для большой цели. Одна из наших задач - сделать альпака доступными. Другая - уйти от историй с сомнительными схемами доставки и обслуживания животных, - говорит Жайворонок. - Также есть пара подводных камней в российском законодательстве. Альпака сейчас фактически отражены только в одном законе Российской Федерации. В том, который регулирует получение лицензий для зоопарков. Мне же кажется, что нужно узаконить их в той сфере, которая наибольшим образом подходит для их использования - в сельском хозяйстве.
Ассоциация начала работу в конце 2023 года. Сейчас в нее входит пять фермерских хозяйств. И еще минимум двое владельцев поголовья альпака могут претендовать на вступление в ближайшем будущем.
По мнению Жайворонка, кроме артистизма и привлекательности, у альпака есть не менее полезные свойства, которые смогут использовать в будущем все больше российских фермеров. Во-первых, это животные, отлично подходящие для пэт-терапии (участие домашних питомцев в лечении и профилактике различных болезней, от сердечно-сосудистых до психических) и для агротуризма. Во-вторых - и это, пожалуй, основное - они дают отличную шерсть уникального качества.
- У нее более прямые волокна, чем, например, у овечьей. После всех замеров доказано, что она в несколько раз теплее и прочнее, чем любая другая. Даже сами альпака, если попадут под дождь и сильно промокнут, теплообмен сохраняют в нормальном режиме, животное не будет замерзать, - говорит Жайворонок. - После правильной обработки шерсть для изделий становится гипоаллергенной.
Впрочем, пока в России всерьез этим бизнесом никто не занимался. Жайворонок рассчитывает, что к 2027 году поголовье на ставропольской альпачьей ферме достигнет тысячи (для сравнения: по всей России сейчас официально насчитывается всего лишь 500 альпака).
- В год мы сможем получать около пяти тонн шерсти альпака. Это наша цель, к которой мы стремимся. Тогда можно будет говорить о больших промышленных объемах, - добавил Жайворонок.
В последнее время такие фермы стали упоминаться в новостях не только развлекательного толка. Так, например, в декабре 2023 года на Ставрополье одно из подобных предприятий привлекло внимание контрольно-надзорных органов из-за якобы работы без лицензии. Чуть раньше - в ноябре - схожие проблемы возникли у фермы альпака на территории Карачаево-Черкесской Республики. Там содержанием экзотических животных заинтересовался уже Россельхознадзор.