Планы строительства в КЧР аэропорта уже обсуждались: в феврале об этом объявил глава республики Рашид Темрезов.
- В этом году планируем разработать проектно-сметную документацию, а в следующем - приступить к строительству, - заявил тогда руководитель региона.
Теперь чиновники, знакомые с ходом проекта, в кулуарах, с просьбой на них не ссылаться, сообщают, что вложения в аэропорт оценены в 25 миллиардов рублей. Предполагается, что аэропорт будет международным, а самая большая проблема состоит в создании взлетно-посадочной полосы. Кроме того, что технически ее построить сложно, в республике есть всего пара подходящих мест. И каждое их них имеет свои плюсы и минусы.
Согласно официальной информации от властей республики, длина взлетно-посадочной полосы должна составить 3,2 километра, что позволит принимать лайнеры любых классов.
Судя по заявлениям главы республики, строительство вряд ли начнется раньше 2026 года. Но турпоток растет каждый год, и это означает, что все больше гостей вынуждены будут добираться до Архыза (едут в первую очередь туда) из ближайшей воздушной гавани - Минеральных Вод - по-прежнему на машинах, автобусах или на поезде.
По данным минтуризма республики, в 2023 году КЧР посетили 2,1 миллиона гостей, что почти на 10 процентов больше, чем в предыдущем. Большинство из них стремились в Архыз и в Домбай (зимой это горнолыжные курорты, а в другие сезоны - места для прогулок к природным достопримечательностям).
Чтобы сделать логистику более рациональной, региональные власти заявляли о необходимости реализации минимум двух крупных инфраструктурных проектов. В декабре 2023 года Рашид Темрезов обсуждал их в Москве на встрече с министром экономического развития РФ Максимом Решетниковым.
- Одной из основных тем встречи стала реализация транспортных инфраструктурных проектов на территории республики, в частности строительство объездной дороги вокруг поселка Архыз и строительство аэропорта, - заявил тогда Темрезов. - С минэкономразвития мы провели в данном направлении большую работу в части подготовки технико-экономического обоснования проектов.
С учетом растущего потока гостей, кроме строительства аэропорта, в республике есть другие не менее актуальные инфраструктурные задачи, считает представитель Общенационального союза индустрии гостеприимства в СКФО Анна Наумова.
- Уже сейчас, очевидно, необходимо улучшать дорожную инфраструктуру, - говорит Наумова. - Так, например, важно строить большие остановочные хабы, на которых, в отличие от обычных заправок, можно будет не только выпить кофе и посетить санузел, но хорошо отдохнуть или переночевать, принять душ, провести как-то время. На дороге из Пятигорска в Архыз, например, их отсутствие - большая проблема.
Важно отметить, что другие аэропорты в соседних регионах Северного Кавказа также готовятся к росту пассажиропотока. Ближайшие находятся в Минеральных Водах и в Ставрополе. В регионе КМВ сейчас идет строительство аэровокзального комплекса. Планируется, что минераловодский аэропорт сможет принимать до 10 миллионов человек в год. Для сравнения: в 2023 году число пассажиров составило 4,8 миллиона.
Кстати, "Россети Северный Кавказ" начали реконструкцию подстанции объекта. Специалисты устанавливают здесь новое силовое и коммутационное оборудование, современные комплексы релейной защиты. В результате мощность энергоснабжения вырастет почти вдвое, с 12,6 до 20 мегавольт-ампер. Окончание строительства терминала в Минводах запланировано на 2025 год и приурочено к празднованию 100-летия аэропорта.
К красивой дате хотят привязать открытие нового терминала внутренних воздушных линий в аэропорту краевой столицы. Двухэтажное здание уже возведено, идет внутренняя отделка. В проекте - просторные залы регистрации, ожидания, два телетрапа. Старое здание будет переделано под международный терминал.
Открытие нового корпуса запланировано на 2024 год - юбилейный для ставропольского аэропорта. Ему исполнится ровно 90 лет. А в будущем планируется модернизировать взлетно-посадочную полосу, чтобы расширить географию полетов. Сейчас уже начато проектирование.
В аэропорту столицы Чечени идет масштабное обновление инфраструктуры и терминала местного аэропорта. Строятся новая взлетная полоса, рулежные дорожки, перроны, устанавливается светосигнальное и метеорологическое оборудование, устраивается дренажная сеть. В итоге аэропорт сможет принимать самолеты любых типов, не будет ограничений по количеству рейсов. В Махачкале также реконструируют "взлетку". Но это не все: из резервного фонда по госпрограмме "Развитие транспортной системы" выделено около миллиарда рублей на обновление дагестанской воздушной гавани.