Вспомним историю: с первых дней строительства Петербурга начали предприниматься меры по защите от наводнений. На схеме уровня насыпных территорий, опубликованной в географическом атласе Ленинграда 1979 года издания, наглядно видно, насколько поднялся город с момента его основания. Убедиться в этом, кстати, можно, прогулявшись по исторической части Васильевского острова и обратив внимание на уровень входных дверей и окон в домах XVIII века.
После катастрофического наводнения 1824 года "Комиссии для обсуждения мер ограждения столицы от наводнения" было представлено восемь проектов защитных сооружений. Один из них, составленный Федериком Базеном, несколько напоминает современный комплекс защитных сооружений (КЗС). Но проект остался на бумаге. КЗС у нас успешно функционирует с 2011 года. Строительство КЗС защитило от наводнений исторический центр по крайней мере на обозримую перспективу. Но проблемы остались для приморских территорий Петербурга и Ленобласти, расположенных к востоку от КЗС (Курортный район города и районы поселков Лебяжье - Большая Ижора на южном берегу залива). Более того, после ввода в строй КЗС они еще более обострились.
Дело в том, что низменные прибрежные территории в районе Тарховки, Сестрорецка и Большой Ижоры находятся под угрозой затопления и подтопления (карты прогнозируемых опасных зон, составленные специалистами Научно-исследовательского и проектного Центра Генерального плана Санкт-Петербурга можно посмотреть на сайте этой организации). В случае наводнений при закрытых створах КЗС уровень воды к востоку от сооружения может подниматься несколько выше, чем это происходило бы в природных условиях. При наводнениях 2011, 2013 и 2015 годов часть улиц в прибрежных поселках и даже отдельные участки Приморского шоссе оказывались затоплены. Кроме того, именно в эти периоды происходило резкое усиление процесса размыва песчаных берегов залива и разрушения пляжей.
В 2015-2016 годах власти города инициировали разработку программы берегозащиты Петербурга. Специалистами была предложена эскизная схема берегозащиты не только морских берегов города, но и его многочисленных рек и каналов. Но, к сожалению, программа осталась только на бумаге, так как следующий этап ее реализации предполагал уже не научные исследования, а более дорогостоящие инженерные изыскания. Более того, с 2016 года работы по мониторингу состояния берегов в силу ряда межведомственных противоречий были сведены к минимуму.
Сейчас ведутся работы по благоустройству пляжей, но без системного решения проблемы предотвращения или минимизации рисков затопления, подтопления и береговой абразии. Так что даже самые красивые объекты благоустройства могут оказаться недолговечными.
А вот паводки для Петербурга не опасны, так как Нева не является в строгом смысле обычной рекой, собирающей воду из ручьев и рек в области водосбора. Нева - это протока, вытекающая из Ладожского озера, и интенсивное таяние снега не оказывает на нее такого влияния, как на обычные крупные реки.