Калининград снова в тренде. По последним данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), спрос на балтийское направление бьет все рекорды и уже на 40 процентов превысил аналогичные показатели прошлого года. Активно разбирают туры не только на предстоящие майские праздники, но и на лето. Причем продажи начались еще в январе и феврале этого года.
- В 2024-м бронировать отдых в Калининградской области начали раньше обычного. Связано это, скорее всего, с прошлогодним опытом, когда цены к лету значительно выросли. Отели подорожали более чем на 16 процентов. Цены на авиабилеты растут еще быстрее. Чем ближе период отпусков и пляжный сезон, тем меньше мест в гостиницах. Калининград в этом плане - дефицитное направление, - рассказал вице-президент АТОР Сергей Ромашкин.
Цены правда растут в геометрической прогрессии. Найти номер за семь тысяч рублей в сутки практически невозможно. Причем речь идет о четырехзвездочных и трехзвездочных вариантах без лишней "мишуры". С квартирами - похожая история. В среднем аренда на пять дней обойдется в 20 тысяч рублей и выше. Хорошие предложения на рынке быстро заканчиваются. Студии и апартаменты в популярных районах на побережье расписаны под сдачу на месяцы вперед.
Отдых в российском эксклаве недешевый. В среднем семье из трех человек нужно будет потратить не меньше 150 тысяч рублей. В эту сумму не входят различные покупки и питание в калининградских кафе и ресторанах. По этой причине в регион приезжают все более состоятельные туристы.
- По данным банков, средняя зарплата современного отдыхающего в Калининградской области составляет около 100 тысяч рублей в месяц. Основной объем трат приходится на места размещения, еду и непродовольственные товары. К последним относятся сувениры, одежда, изделия из янтаря, - отметил финансовый аналитик Артур Поляков. - Средний чек в нашем общепите составляет от одной до полутора тысяч рублей в зависимости от заведения. Это, кстати, на 40 процентов выше, чем годом ранее.
Около 30 процентов туристов приезжают в Калининградскую область не в первый раз. Во многом это обуславливает раннее бронирование. Подготовленные отдыхающие, привыкшие к причудам калининградской погоды, не боятся покупать билеты за два месяца до отпуска или затяжных выходных.
- По нашим подсчетам, где-то треть гостей региона - возвратные, если можно так выразиться. Они понимают, когда им лучше приехать, какую гостиницу и где забронировать, на чем можно сэкономить и что хочется посмотреть, - подчеркнула директор турфирмы Ольга Себелева. - С одной стороны, это упрощает нашу работу, поскольку не приходится отвечать на многочисленные вопросы и развенчивать стереотипы о регионе. Ведь до сих пор есть люди, которые на полном серьезе спрашивают, на каком языке говорят в Калининградской области и какой валютой здесь расплачиваются. С другой стороны, нужно прорабатывать новые маршруты, чтобы удивлять туристов, уже посмотревших Куршскую косу, Кафедральный собор и побережье Балтийского моря.
Поскольку область не резиновая, в преддверии жаркого во всех отношениях сезона важно грамотно перенаправить туристические потоки. Сегодня экскурсоводы все больше внимания уделяют востоку региона. Тот же город Советск или поселок Железнодорожный уже на слуху у отдыхающих. Сегодня туристы готовы рассматривать и другие варианты.
- Побережье Балтийского моря многим успело набить оскомину, поэтому я предпочитаю увозить людей в сторону от популярных курортов и показывать глубинку Калининградской области. Там сохранились старые уютные домики с черепичными крышами, готические храмы и городские площади. Да и люди там настоящие, не избалованные вниманием туристов, - подчеркнул калининградский гид Константин Аверин. - Крайне перспективные направления, на мой взгляд, это города Правдинск, Черняховск, поселок Краснолесье с Роминтовской пущей, Виштынецкое озеро. Туры туда берут охотно, поскольку эти места еще относительно неизведанные для гостей из "большой" России.
Вот только задержаться там надолго не получится, поскольку не хватает мест размещения. Туристы все равно вынуждены бронировать жилье в Калининграде или на побережье, где сосредоточен основной гостиничный сектор. Получается замкнутый круг. Инфраструктуру можно искусственно "растянуть". Многие отельеры, например, идут на хитрость и придерживают 20-30 процентов номеров, закрывая онлайн-бронирование. Однако все это, по мнению туристического бизнеса, "костыли". С таким потоком гостей региону нужны новые отели.
Просто "воткнуть" гостиницу посреди центральной площади не получится. Здесь важно грамотное взаимодействие между предпринимателями. Если открыть модные апартаменты в нетуристическом месте, то убытки гарантированы. Если привезти гостя в город, где нет общепита, то вряд ли он туда вернется. Без одного не может быть другого. Эту задачу организаторам новых маршрутов Калининградской области еще предстоит решить.