Огромные территории, занятые дачными строениями, - это уникальная система расселения
    Георгий Бовт - о том, как работает и на чем стоит "дачная экономика"
    Георгий Бовт.
    Георгий Бовт. / Андрей Стенин/ РИА Новости
    05.05.2024 08:00
    05.05.2024 08:00
    Поделиться
    На майские праздники примерно треть россиян отправились на дачу или садовый участок. Снова заработала "дачная экономика" - нечто трудно подсчитываемое, работающее по своим неформальным правилам (помимо устанавливаемых государством касательно земельных участков, регистрации строений и т.д.). И при этом уникально-русское. Не случайно адекватного перевода слова "дача" нет ни на один языков, - этому слову попросту нет точного смыслового эквивалента ни в одной другой культуре. Огромные территории, занятые всевозможными дачными строениями - это поистине уникальная система расселения, сложившаяся в России на протяжении прошлого века. Ранее она носила отчетливый сезонный характер, но сегодня, в том числе благодаря газификации (а теперь будет разрешено проводить газ еще и в СНТ), люди проводят на "дачах" и "садовых участках" уже не только теплое время года. Для многих это уже не только "второе запасное жилище".

    Четких границ между "дачей" и "огородом" на практике не существует. Оставим чуть в стороне личные подсобные хозяйства. Сегодня де-факто они скорее ближе к фермерским хозяйствам. Хотя в какой-то степени по крайней мере часть из личных подсобных и индивидуальных хозяйств тоже можно причислись к "дачной экономике", а это, как-никак более 16 млн хозяйств, которые производят пока что по-прежнему больше половины картофеля (хотя доля эта неуклонного сокращается в пользу крупных хозяйств), и около половины овощей и фруктов.

    Однако в традиционном восприятии "дача" - это, как правило, 6-10-15 соток, со своим непременным огородом, цветником, плодовыми деревьями и ягодными кустарниками. Грядки с зеленью и теплички с огурцами-помидорами. Многие заготавливают соленья-варенье на зиму, гордясь, что обеспечивают себя заготовками до следующего урожая. При этом вся эта "дачная экономика" - она, конечно, не про рентабельность. Зато сколько морального удовлетворения, густо замешанного на чувстве тяжелой физической усталости после того, как опять "хорошо отдохнул на даче" и вернулся на работу в город в воскресенье вечером.

    Огромные территории, занятые дачными строениями, - это уникальная система расселения

    "Дачная экономика" - явление во многом не формализованное. Настолько, что точно даже неизвестно, сколько россиян имеют загородную недвижимость или просто огород. По опросам, не менее половины имеют огород, а по загородной недвижимости разброс огромный. Из числа горожан "дачи" имеют не менее пятой части населения, но в маленьких городках и поселках наверняка у каждой второй семьи можно найти "дачку-огородик" в виде хотя бы клочка земли с сараем на нем. Еще не менее 10% ездят за город к родственникам или друзьям. Еще примерно четверть семей проживают в индивидуальном доме. Значит, там есть земельный участок, и он вряд ли свободен от посадок огурцов или хотя бы зелени. Рынок ИЖС стремительно растет, толкая вверх цены на стройматериалы. И, очевидно, будет расти и дальше. Нашу страну, наконец, догнала волна "субурбанизации" (от англ. suburb - пригород), получившая бурное развитие во многих странах во второй половине ХХ века. По-нашему это иногда называется "я живу на даче".

    Сезонность "дачной жизни" и, соответственно, "дачной экономики" остается: 50-55% обладателей дач бывают там наездами или живут только в теплое время года, четверть посещают периодически в течение всего года, но уже не менее 10% живут в дачных домах постоянно. Лишь 12-15% обладателей дач живут за городом весь теплый сезон, обычно это люди предпенсионного или пенсионного возраста. В этом смысле "дачная экономика" - это экономика пожилых. И тут ее "рентабельность" заключается в том, что, проводя время на свежем воздухе и занимаясь физическим трудом, эти люди укрепляют здоровье, меньше обращаются к врачам. Вы много видели пенсионеров в поликлиниках летом? То-то же. Такая вот еще отдача "дачной экономики".

    70% опрошенных называют главным загородным занятием именно уход за садом и огородом. В последние годы заметно растет спрос на семена и саженцы, на сельскохозинвентарь и мелкую технику. Чуть ли не половина россиян, свидетельствуют некоторые опросы, покупают рассаду или семена (хотя бы для посадки на балконе), хотя бы укроп или салат. В структуре "дачных трат" у россиян именно что преобладает рассада, плюс удобрения и садовая химия. На втором месте - периодические "улучшения" дома и всевозможный декор. Например, в последние два года наблюдается резкий рост продаж садовой мебели (почти 90% к 2022 году).

    70% дачников называют главным занятием уход за садом и огородом

    Это, конечно, все тоже не про рентабельность. Это про времяпрепровождение, хобби, про стремление отвлечься от других дел и проблем. Как это подсчитать в рублях? Практически невозможно. Но вот конкретно "около-дачный" рынок - семена, саженцы, садовые принадлежности, включая инвентарь для дачного отдыха - оценивается в последние годы уже в не менее чем в 10 млрд долл. (чтобы не путаться с курсом рубля) в год.

    Все большее число "дачников" приобретают технику для ведения хозяйства. Около 70% дачников используют дачу для выращивания продуктов для семейного потребления. И лишь треть горожан, имеющих дачу, ездит туда в основном для развлечения и отдыха. Доля "коммерсантов", выращивающих на даче продукты для продажи, совсем невелика - не более 3-5%. Любопытен рейтинг выращиваемых на дачах растений. Он составлен, правда, на основе опроса москвичей, наверное, в провинции будет чуть иной расклад, но все же: на первом месте бесспорные огурцы (их будут выращивать в этом году более 70% опрошенных, на втором помидоры (58%), далее лук (53%), кабачки (50%), картофель (47%), укроп (44%), клубника (41%), морковь (41%), смородина (40,7%) и чеснок (38,9%). Узнаете свой набор?

    В этом году расходы на дачные нужды возросли - на инвентарь, саженцы и удобрения, прежде всего. Оценки разнятся, но в среднем россияне готовы потратиться на эти нужны в размерах от 10 до 50 тыс. руб. за сезон, в крупных городах ценник достигает 100 тыс. и выше. Разумеется, эти расходы не окупаются. Выращенный собственноручно помидор или огурец обойдется в разы дороже тех, что можно купить (особенно в сезон) в супермаркете или на рынке. Зато чувства, которые человек испытывает, вкушая то, что "сам вырастил", поистине бесценны.

    Георгий Бовт
    Поделиться