- Электрические речные суда получили ажиотажный спрос со стороны москвичей и туристов, - рассказал журналистам глава столицы. - Это говорит о том, что программа развития речного судоходства востребована. В связи с этим мы приняли решение о строительстве в Москве завода по производству экологически чистых электрических судов разных размеров. В год будет производиться около 20 судов. Завод должен заработать до конца этого года. Таким образом, мы обеспечим потребность в регулярных судах по Москве-реке, а в дальнейшем завод заместит все суда на Москве-реке. И, я надеюсь, его продукция будет востребована на других водоемах и реках нашей страны.
Новое предприятие строится на берегу Москвы-реки, напротив Южного речного вокзала. Здесь, в районе Нагатинский затон, до 2014 года уже был Московский судостроительный и судоремонтный завод, но со временем он перестал отвечать требованиям времени.
Как рассказал журналистам Алексей Добашин, глава строительной компании "Крост", которой доверено возводить новую судоверфь, развитие технологий и промышленности позволяет в наши дни строить предприятия, какие вчера еще были просто невозможны. Вот и здесь создано уникальное пространство, в котором могут строиться суда любых размеров - в зависимости от заказа правительства Москвы: "Причем, это будут не привычные заводские синие коробочки, а здание с интересным фасадом, которое станет украшением всей этой территории на берегу Москвы-реки. Молодых рабочих, вчерашних школьников, которые придут сюда работать, оно будет притягивать не только уникальными технологиями, но и своим внешним видом". А то, что молодежь придет сюда, можно не сомневаться - ведь по соседству расположены и судостроительный колледж, и Академия водного транспорта. Именно потому новый завод становится органичной частью Московского судостроительного кластера.
Одноэтажный корпус будущего предприятия с потолками высотой 26 метров - чтобы входила не только "Синичка" -одно из самых первых регулярных судов, запущенных по Москве- реке, но и круизные лайнеры, расположен на берегу Москвы- реки. Уже готовое судно прямо из цеха будет легко спустить на воду.
Общая площадь кластера превысит 23 тыс. кв.м, что позволит организовать производство полного цикла, включая раскрой металла (до 40 тонн в расчете на одно судно), сварку секций (до 5 км сварных швов), окраску корпуса (до 500 кв.м поверхностей), монтаж оборудования и достройку (свыше 8 тыс. комплектующих), испытания и сдачу судна со спуском на воду. Будет на верфи и свое конструкторское бюро.
На производстве планируется использовать самые передовые технологии, в т.ч. сквозные технологические процессы, автоматизированные обрабатывающие комплексы, 3D-печать, цифровые двойники, сквозной контроль качества и другие. Более 70% производственного оборудования - отечественного производства.
Что еще важно: в состав производственного кластера войдут площадка для обслуживания флота и пункты отстоя с необходимой зарядной инфраструктурой, которые в дальнейшем обеспечат техническое обслуживание и ремонт свыше 100 электросудов ежегодно.
Сегодня из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры судовладельцы теряют до двух недель в сезон на обслуживание судна с подъемом.
Непосредственно на верфи будет создано свыше 500 рабочих мест. А в целом в производственной цепочке изготовления комплектующих и оборудования для выпуска электросудов будет задействовано почти 50 тыс. человек, занятых на предприятиях в разных городах России. Например, сварочное оборудование может поставляться из Калининграда, гидравлические прессы - из Кирова, стапельное оборудование - из Нижнего Новгорода. Заводы Санкт-Петербурга обеспечат поставку зарядного оборудования, систем управления, связи и навигации, программного обеспечения и пультов управления.
Новая судоверфь станет образцом экологичного производства, удачно встроенного в городскую среду. Предприятие украсят креативные фасады, а территория и набережная со стороны жилого района будут благоустроены и озеленены. Для обеспечения электроэнергией предполагается широкое применение солнечных батарей.