"Хулиганить на сцене сложнее, чем рыдать"

В "Балтийском доме" прошла премьера комедийного детектива с Натальей Парашкиной
В Театре-фестивале "Балтийский дом" - премьера спектакля "И никаких но!.." На Большой сцене ее представил режиссер Александр Исаков.
Василий Акимов /Театр-фестиваль "Балтийский дом"

В основе - детективная комедия Робера Тома "Попугаиха и цыпленок". Это запутанная история с трупом, случившаяся в нотариальной конторе. За расследование берется уборщица Алиса Постик (проницательная "сыщица", "Мегрэ в юбке"). Позднее всех уходящая с работы, именно она увидела своего шефа падающим замертво с ножом в спине. По этой истории в начале 80-х годов был снят фильм Аллы Суриковой "Ищите женщину" со звездным актерским составом.

Спектакль поставлен к юбилею актрисы Натальи Парашкиной, любимицы публики. Эскизы декораций и костюмов создал народный художник России Вячеслав Окунев, а музыкальное оформление и хореографию - балетмейстер Николай Реутов.

Три хороших повода у Натальи Парашкиной в этом году для бенефиса: юбилей в мае, получение звания заслуженной артистки Санкт-Петербурга (есть теперь такое звание!) и 25-летие службы в "Балтийском доме". Актриса остро характерная, яркого эксцентрического дарования, клоунесса (так, кстати, была обозначена одна из ее ролей - Клоунесса). Многие зрители запомнили ее в роли Кассирши в спектакле "Лерка". А Лидия Ивановна и Мальчик Сережа в "Анне Карениной"! А Старичок в "Зощенко…". Сыграв властную помещицу Мурзавецкую в спектакле "Волки и овцы" по пьесе Островского, актриса была удостоена приза "Золотой софит" за лучшую женскую роль. Еще Зоя Пельц в "Зойкиной квартире" и Графиня Томская в "Пиковой даме". И неожиданно - Старуха в "Душечке" Чехова и Бабушка в "Тане" Арбузова…

Корреспондент "РГ" спектакль "И никаких но!.." посмотрела и задала несколько вопросов актрисе и режиссеру.

Искали выигрышную роль для бенефиса? В каком жанре хотели предстать?

Наталья Парашкина: Искала. Перерыла весь мировой репертуар. Долго копалась в творчестве Сары Бернар - показалось, что могу посягнуть на "святое". И решила, что в наше время и так достаточно трагедий, надо предложить зрителям что-то легкое. И вообще, хулиганить на сцене сложнее, чем рыдать. А потом Александр Борисович Исаков предложил эту французскую пьесу.

Комедию трудно репетировать без зрителей. Будет ли им смешно? Мы очень нервничали. Думаю, что примерно после десятого спектакля станем легкими, будем летать.

Фото: Василий Акимов /Театр-фестиваль "Балтийский дом"

Можно сказать, это спектакль мечты? Мечтали сыграть "Мегре в юбке", роль а ля мисс Марпл?

Наталья Парашкина: Конечно, да. Я уже люблю эту роль, как и фильм Аллы Суриковой. Я обожаю детективы, смотрю все новинки. И сыграть в таком жанре - детективная история - очень интересно.

Хочется как можно дальше отойти от Софико Чиаурели, сыгравшей в фильме Алису. Конечно же, ее не переиграть. Это кумир детства, эталон женственности, юмора и красоты. Чувствую большую ответственность, потому что взята очень высокая планка.

Меня спрашивают сейчас журналисты, ожидала ли я такой подарок от театра. Да это сумасшедший подарок! И роль, и пьеса, и мои прекрасные партнеры. Сережа Андрейчук (инспектор полиции Анри Грандэн) - какое удовольствие работать с ним, копать, разбирать (у нас похожие школы), какой он тонкий партнер. Мы ни одного слова в пьесе мимо не пропустили, как Чехова разбирали. А Маша Лысюк (секретарша Сюзанна)? Мы просто отходили в сторону на ее сценах: "Машка, лети! Не мешаем…" Владимир Бойков (полицейский) - импровизатор, с ним очень легко хулиганить на сцене. Он хорошо чувствует юмор и подхватывает. Анатолий Анатольевич Дубанов (мэтр Роше) - стержень нашего спектакля. Опытный, уверенный, настоящий Мэтр.

В спектакле должна быть красота, и это Рома Дряблов (Робер де Шеранс) и Лена Карпова (Клара Роше). Они замечательные артисты и украшение спектакля. Мы сами любуемся, когда они танцуют. Ксения Ольховская (Виржиния) - наша новая актриса, только поступила в труппу, свеженькая! Какие же красивые, талантливые артисты в нашем театре, согласны?

Знаменитая финальная фраза: "При хорошей женщине и мужчина может стать человеком!" утонула в овациях зрителей. Разделяете это женское мнение?

Наталья Парашкина: Я много видела в жизни примеров, когда при хорошей женщине мужчина становится похож на человека. И наоборот. Так что фраза очень жизненная и вселяющая надежду. При желании все возможно!

С удовольствием взялись за детектив?

Александр Исаков: Детективы я прежде не ставил, но это детектив комический, комедия. Это был заказ театра - поставить спектакль к юбилею Натальи Парашкиной. Театр для меня родной - 30 лет назад я был здесь главным режиссером. Наташа - замечательная актриса, я очень люблю ее. К слову, свою первую роль она сыграла в моем спектакле "Путники в ночи" по пьесе Нила Саймона "Билокси-блюз". Потом играла у меня в "Женитьбе Бальзаминова" Островского - в "Приюте комедианта". Я с удовольствием согласился сейчас поставить спектакль для нее, но получилось, надеюсь, для всех. Это ее роль, что называется, в десятку, она много чего может на сцене и прекрасно справилась.

К слову

Следующие показы: 10 и 18 мая.

Наталья Парашкина играет и в театрах "СемьяНЬЮки", "Особняк". Была занята в спектаклях Театра имени Андрея Миронова, "Приют комедианта", Театро Ди Капуа.

Справка "РГ"

Александр Исаков родился в Ленинграде. Дважды окончил ЛГИТМиК (актерский факультет и класс актеров музыкально-речевой эстрады по специальности режиссура).

Был главным режиссером театра "Балтийский дом", Театра имени В. Ф. Комиссаржевской, Театра музыкальной комедии. Сейчас - художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра "АРТ".

В феврале выпустил премьеру на Малой сцене "Балтийского дома" - спектакль-концерт "Сны белых ночей".