В Петербурге устроили самокатный рай за чужой счет

Сообщения о происшествиях с электросамокатами появляются в полицейских сводках Петербурга практически ежедневно. Страдают пешеходы, которых сбивают самокатчики, а последние еще и попадают в ДТП с автотранспортом. Власти регулярно декларируют желание исправить ситуацию, но к предпринимаемым мерам у специалистов есть серьезные вопросы.
Петербуржцы используют самокаты и для развлечения, и как транспорт «последней мили».
Петербуржцы используют самокаты и для развлечения, и как транспорт «последней мили». / Святослав Акимов

С 1 мая на обуздание самокатной вольницы в Санкт-Петербурге отрядили персонал зоны платной парковки, которая охватывает четыре района исторического центра города. В этих районах из-за плотной застройки и узких тротуаров вероятность инцидентов с самокатами особенно велика. Теперь пешие инспекторы и автомобили, оснащенные комплексами фото- и видеофиксации, будут не только выявлять не заплативших за парковку или скрывающих госномера водителей, но и контролировать "правильное" использование средств индивидуальной мобильности (СИМ).

Как отмечается, инспекторы и камеры будут фиксировать нарушения правил размещения электросамокатов на улицах, движение на них двух и более лиц, а также факты нарушения пользователями правил дорожного движения. "Выявленные сведения о нарушениях (будут) передаваться операторам кикшеринга для дальнейшей отработки", - пообещал зампредседателя комитета по транспорту Санкт-Петербурга Дмитрий Ваньчков.

Наказание пользователей кикшеринга за попрание его внутренних правил находится целиком в компетенции самих операторов. А штрафовать самокатчиков за невыполнение требований ПДД, в соответствии с КоАП РФ, у города полномочий нет, поэтому чиновники пока только обещают проработать вопрос обмена необходимыми данными с МВД России в части нарушений, связанных с использованием СИМ. О том, что такая проработка может затянуться надолго, хорошо известно по бывшей пилотной зоне платной парковки в центре Петербурга: неоплата стоянки в ней годами оставалась безнаказанной как раз из-за отсутствия информационного обмена с МВД.

Одним из наиболее заметных нарушений правил кикшеринга, особенно среди молодежи, стали поездки на самокатах вдвоем или даже втроем. Операторы заявляют, что пытаются предотвращать такие поездки. Так, одна из кикшеринговых компаний сообщила, что начала оснащать свои электросамокаты датчиками, определяющими, что на СИМ едет несколько человек. Правда, обещанные последствия для пользователя трудно назвать серьезными: это всего лишь принудительное снижение скорости с возможностью штрафа и блокировки аккаунта после ряда повторных нарушений.

Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ, эксперт по безопасности дорожного движения Александр Холодов считает, что в объявленных нововведениях "больше популизма, чем толка", а кикшеринговые компании пытаются решить свои коммерческие проблемы за чужой счет.

Собеседник "РГ" усомнился в том, что движение на самокате "с пассажирами" действительно является главной проблемой для безопасности пешеходов, как утверждают чиновники и операторы. По словам Холодова, если нагрузка на электросамокат в 2-3 раза больше нормальной, у него заметно падает скорость. "Более опасно, когда самокатчик совершает неожиданные маневры, шныряет между людьми. Так вот маневренность, когда на самокате двое-трое, практически никакая. Если мы выбираем между предсказуемостью и управляемостью, я бы выбрал предсказуемость: хотя бы понятно, куда он поедет, можно в сторону отойти", - рассуждает эксперт.

По его мнению, кикшеринговые компании акцентируют внимание на недопустимости движения с "пассажирами" только потому, что теряют при этом свою выгоду. "Сами придумали проблему и сами с ней героически начали бороться. Это им гораздо интереснее, чем бороться, например, с пьяными самокатчиками. По сути, свою экономическую проблему они пытаются представить "вселенским злом", - говорит Холодов.

Эксперт считает необоснованным привлечение сотрудников зоны платной парковки к контролю над СИМ, поскольку это напоминает игру в одни ворота. Ведь при выявлении ими нарушения правил пользования электросамокатом выгодоприобретателем станет только сама компания-оператор, которая взыщет с нарушителя штраф в свою пользу. При этом довод о том, что городские инспекторы помогут покончить с беспорядочной парковкой электросамокатов, не выдерживает критики.

"Если они просто сфотографируют (нарушение), то толку от этого никакого. Если они сами поднимут и переставят самокаты, то бесплатно поработают на частную компанию", - отмечает Александр Холодов. Он подчеркивает, что обязанность следить за корректным размещением СИМ целиком лежит на операторах кикшеринга. Помощь им со стороны инспекторов зоны платной парковки была бы оправдана, если бы штрафы нарушителей операторы добровольно перечисляли в бюджет города. Или доплачивали сотрудникам зоны платной парковки. А так получается, что кикшеринговые компании борются прежде всего за свою прибыль, а не за безопасность, а город бесплатно им помогает.

О том, что ситуация с СИМ только усугубляется, говорит отношение петербуржцев к кикшерингу. Недавно группа активистов инициировала сбор подписей за проведение референдума о полном запрете электросамокатов в Санкт-Петербурге до момента появления в городе инфраструктуры для движения СИМ вне тротуаров. По данным опроса сервиса SuperJob, 31 процент петербуржцев выступает за запрет движения электросамокатов в центре города, еще 42 процента - за полный запрет кикшеринга.

Настроения петербуржцев находят отклик и в органах власти. "Мое мнение: в некоторых местах центральной части города я бы вообще запретил передвижение самокатов", - заявил в марте текущего года депутатам Заксобрания начальник ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти Роман Плугин. В свою очередь глава Заксобрания Александр Бельский считает, что самокатам не место на тротуарах. "Мы будем к этому планомерно идти и выделим дополнительные места, где они смогут передвигаться", - пообещал спикер.

Но эта дорога к безопасным тротуарам может растянуться надолго, а петербуржцы получают травмы и увечья из-за наездов СИМ в пешеходных зонах почти каждый день. Напомним, в сезоне 2024 года на улицах Петербурга доступны для аренды около 48 тысяч электросамокатов. Количество этих средств передвижения в руках частных лиц учету вообще не поддается.