Строительство ВСМ ускорит развитие регионов и рост экономики страны

Строительство ВСМ ускорит развитие регионов и рост экономики страны

Текст:
Михаил Калмацкий
В России стартовал проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом. Его реализация потребует создания новых передовых технологий и откроет дополнительные возможности для регионов, через которые пройдет ВСМ. Эксперты полагают, что сооружение и эксплуатация магистрали принесет в несколько раз больше средств, чем будет вложено в ее строительство.

Старт полномасштабной реализации проекта в марте этого года дал президент России Владимир Путин. Он отметил, что строительство магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом станет флагманским этапом реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе по созданию высокоскоростного железнодорожного сообщения.

"Эта тема обсуждалась уже очень давно. Но теперь мы в финансовом, экономическом и технологическом смысле созрели, чтобы этот крупный, но нужный нашей экономике проект реализовать", - сказал глава государства.

Чуть больше двух часов

На некоторых участках будущей трассы строительство началось еще раньше в рамках других проектов, например, сооружения МЦД-3, идущего из Москвы до Зеленограда как раз в сторону Санкт-Петербурга. "Когда мы строили D-3, мы сразу делали заделы под ВСМ. Это дает возможность практически с сегодняшнего дня начинать проект строительства ВСМ" - сообщил президенту мэр Москвы Сергей Собянин.

Проектно-изыскательские работы для новой магистрали уже выполнены более чем на 60 процентов, сообщил в конце марта глава РЖД Олег Белозеров.

Необходимость создания ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом обсуждается уже много лет. Первое обоснование инвестиций на планировку трассы было представлено еще в 2008 году, рассказал "РГ" директор Передовой инженерной школы "Академия ВСМ" Российского университета транспорта (МИИТ) Олег Покусаев. По его словам, скоростная магистраль позволит справиться с растущим пассажиропотоком между двумя городами, который сейчас уже не под силу "Сапсанам".

К тому же удовлетворить потребность в таком перемещении невозможно ничем другим. "Поезд ВСМ занимает конкретную нишу среди видов транспорта. Например, если необходимо преодолеть расстояние от 1,5 тысячи километров, то это удобнее сделать на самолете. А если расстояние составляет 700-800 километров, то на самолете, с учетом дороги до аэропорта, прохождения досмотра, времени на взлет и посадку, получится дольше. ВСМ на таких расстояниях вне конкуренции", - отметил эксперт.

"На участке Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург сейчас суммарно перевозится 32,2 миллиона пассажиров в год. На 2030-й прогнозируется 35,8 миллиона (без ВСМ), - рассказала "РГ" первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок Татьяна Горовая. - "Сапсаны" перевозят 5,6 миллиона пассажиров в год, их загрузка близка к 100-процентной - пропускную способность увеличить невозможно. При появлении ВСМ пассажиропоток в 2030 году составит 43,4 миллиона пассажиров - на 7,6 миллиона больше, чем без ВСМ".

Трасса высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом пройдет через Тверь и Великий Новгород. На маршруте будет предусмотрено 16 остановок. ВСМ должна сократить время в пути между двумя столицами до 2 часов 15 минут вместо 4 часов. При этом путь от Москвы до Твери займет всего 39 минут, от Санкт-Петербурга до Новгорода - 29 минут.

Прорывные технологии

Высокоскоростная магистраль - это не обычная железная дорога. Для ее сооружения и эксплуатации требуются новые технологии и оборудование. "Идет активная разработка новых элементов инфраструктуры, таких как стрелочные переводы, системы управления и связь на высоких скоростях, интернет на высоких скоростях, контактная сеть для скоростей 400 километров в час. Нам также нужны будут новые требования к вокзалам, к биометрии, системе сервисов и так далее", - рассказал Олег Покусаев.

"Большая часть технологий у нашей страны имеется, - заверил "РГ" президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. - Российская промышленность готова произвести строительные материалы высокого качества, включая необходимые для создания ВСМ. Сложнее обстоят дела с подвижным составом. Для его производства потребуется создание инновационного предприятия. По сути, речь идет о создании новой для России подотрасли машиностроения".

РЖД и предприятие "Уральские локомотивы" в середине апреля подписали договор об изготовлении, сертификации и поставке первых двух высокоскоростных электропоездов для ВСМ Москва - Санкт-Петербург. Готовые к эксплуатации составы должны быть поставлены до конца марта 2028 года.

По словам Олега Белозерова, эскизный вариант поезда для движения по ВСМ уже выбран и утвержден. "Это 8-вагонный поезд, который будет двигаться со скоростью 400 километров в час максимум, а крейсерская скорость будет 360 километров в час. Этот поезд можно будет сдваивать, то есть компоновка может быть и 16-вагонной", - сообщил он.

"Строительство высокоскоростной магистрали даст импульс развитию и транспорта в целом, и смежных отраслей - таких, как металлургия, энергетика, информационные технологии, - отметил доцент базовой кафедры управления государственным и муниципальным имуществом Института государственной службы и управления (ИГСУ) Президентской академии Александр Бородин. - Реализация проектов высокоскоростных железнодорожных магистралей - это маркер высокого уровня научного и технологического развития страны. В РЖД с 2030 по 2035 годы планируют построить около семи тысяч километров ВСМ, и это определенно даст значительный прирост ВВП".

Добавленная стоимость

Стоимость строительства высокоскоростной магистрали оценивается в 1,7 триллиона рублей. Однако выгода от этого проекта будет гораздо больше.

"По нашим оценкам, линия Москва - Санкт-Петербург обеспечит совокупный эффект только за период строительства и первые 20 лет эксплуатации в сумме около семи триллионов рублей в сопоставимых ценах, - отметил Владимир Косой. - При стоимости строительства в 1,7 триллиона рублей, проект показывает коэффициент "затраты-выгоды" в 4-4,5 рубля на 1 рубль инвестиций".

По словам Татьяны Горовой, суммарный прирост валовой добавленной стоимости (ВДС) от реализации проекта составит 6,6 триллиона рублей. Из них 1,4 триллиона - это эффекты на этапе инвестиций, 5,2 триллиона - на этапе эксплуатации за первые 20 лет. В ходе эксплуатации 0,9 триллиона рублей экономического эффекта обеспечит рост пассажиропотока, еще 0,9 триллиона - содержание инфраструктуры, триллион - экономия времени в пути, 2,2 триллиона рублей - агломерационные эффекты, остальное - прирост туристического потока.

Кроме того, после ввода в строй ВСМ от скоростного движения высвободится существующая линия, на которую смогут вернуться грузы, идущие сейчас в обход. "По линии ВСМ в перспективе будет целесообразна только перевозка грузов с высокой добавленной стоимостью и с использованием специализированного высокоскоростного подвижного состава, будут сняты проблемы окон в движении пригородных поездов", - отметил Владимир Косой.

По словам Олега Белозерова, ВСМ позволит вывозить из 18 регионов России на северо-запад дополнительно 30 миллионов тонн грузов.

Плюс для регионов

Появление ВСМ, несомненно, окажет большое влияние на развитие регионов, через которые она проходит. К примеру, в Китае валовый региональный продукт (ВРП) в регионах, которые объединены высокоскоростной магистралью, растет на 20 процентов быстрее, чем во всех остальных территориях, сообщил председатель правления Сбера Герман Греф. "Это говорит о том, что для таких регионов, как Тверь, Новгород, потенциал развития будет просто огромным. Очевидно, что бизнес с удовольствием пойдет туда. Будут осваивать эти территории как под промышленное, так и под гражданское строительство", - сказал он.

ВСМ станет стержнем, к которому будут примыкать региональные автомобильные и железные дороги, считает Олег Покусаев. "Эта трасса будет проходить рядом с Тверью и Великим Новгородом, значит, необходимо будет сделать съезды в эти города. Часть поездов сможет ходить непосредственно в сообщении Москва - Великий Новгород или Москва - Тверь, - отметил он. - Вслед за этим потребуется развитие региональных железных и автомобильных дорог, всей транспортной инфраструктуры".

В перспективе высокоскоростные маршруты соединят и другие регионы нашей страны. В ходе Послания Федеральному Собранию Владимир Путин подтвердил планы строительства ВСМ до разных городов, в том числе до Минска. "Будем прокладывать магистрали в Казань и на Урал, в Ростов-на-Дону, на черноморское побережье, в Минск - в братскую Белоруссию, по другим востребованным направлениям", - сказал глава государства.

В России наиболее перспективным и востребованным направлением для ВСМ является юг, считает Татьяна Горовая. Новый вариант пассажирского сообщения, по ее словам, может частично переключить на себя пассажиропоток с существующих видов транспорта, а также сформировать дополнительный спрос за счет улучшения транспортной доступности (сокращения совокупных транспортных затрат на поездки).

"ВСМ в направлении юга решит две главные задачи: кратная экономия времени в пути для пассажиров и освобождение инфраструктуры для грузов, - отметила эксперт. - Трехкратное сокращение времени в пути и переключение пассажиров на этом направлении позволит высвободить железнодорожные пути для грузового движения. В условиях активного развития торговли с Ближним Востоком, странами Южной Азии, Африки как раз требуется увеличение пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры".

Россия с ее протяженной территорией должна активно развивать высокоскоростные магистрали, уверен руководитель образовательной программы "Экономика" Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко.

"Строительство ВСМ, связывающих Москву и Санкт-Петербург, Москву и Екатеринбург, Нижний Новгород и Казань, Воронеж, Ростов-на-Дону, Адлер, существенно повысит качество жизни, даст дополнительный толчок к экономическому и технологическому росту отечественного машиностроения и социально-экономическому развитию страны в целом", - подытожил эксперт.