Журналисты выступили против "удушающего контроля" и "попыток превратить телерадиокомпанию RAI в рупор правительственной пропаганды". Бастующие, выступавшие под лозунгом "мы лучше лишимся одного рабочего дня, чем потеряем нашу свободу", обратили также внимание на последний рейтинг, опубликованный организацией "Репортеры без границ". В нем Италия заняла 46 место среди стран, в которых функционируют свободные СМИ. Всего за год она потеряла 5 позиций.
"Я более 20 лет работаю в RAI и никогда не сталкивалась с таким прессингом, который на меня оказывается сейчас", - призналась в день забастовки известный корреспондент канала Rai News24 Энрика Агостини, призвавшая коллег cделать все возможное, чтобы "вернуть утраченное достоинство".
За последний год из RAI уволилось рекордное количество известных журналистов, которые долгие годы являлись лицами телерадиокомпании. Однако поводом для активизации стала отмена в последнюю минуту выступления писателя-антифашиста и академика Антонио Скурати, который за несколько дней до 25 апреля, "Дня освобождения Италии от фашизма", должен был произнести антифашистский монолог в одном из субботних вечерних шоу. Скурати обвинил RAI в цензуре и раскритиковал "правящую постфашистскую партию" за желание "переписать историю". В ответ премьер-министр разместила в своих соцсетях пост, в котором говорилось, что телекомпания на самом деле "отказалась платить 1800 евро (месячная зарплата многих сотрудников) за минуту монолога".
Доводы премьера убедили далеко не всех. "Запрет на высказывание своего мнения - это нарушение основополагающего права любого человека, а посему цензура в отношении Скурати - это не просто отдельно взятый случай, имевший место в Италии, но рана, нанесенная всей Европе", - считает главный редактор La Repubblica Маурицио Молинари.
Тем не менее, несмотря на широко разрекламированную акцию и все усилия журналистов, впервые в многолетнюю историю RAI к забастовке присоединились не все 100 процентов сотрудников, и поэтому полного информационного блэкаута на этот раз не получилось. Раскол среди журналистов произошел не без стараний руководства телерадиокомпании, обвинившего левый профсоюза Usigrai в том, что их акция связана с "идеологическими и политическими причинами, а не с трудовыми". В свою очередь второй, правый профсоюз Unirai, смог своих убедить своих членов взять работу бастующих на себя.