Крупнейший в Кыргызстане НПЗ заканчивает модернизацию мощностей

Во втором квартале 2024 года нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) "Джунда" в Кара-Балте возобновит работу. Об этом сообщил глава кабинета министров Акылбек Жапаров, побывавший на предприятии. НПЗ, напомним, простаивает несколько лет, модернизация его мощностей началась в ноябре 2023-го.
Делегация кабмина КР побывала на НПЗ "Джунда" в преддверии возобновления работы завода.
Делегация кабмина КР побывала на НПЗ "Джунда" в преддверии возобновления работы завода. / gov.kg

После того как на заводе полностью завершится капитальный ремонт, "Джунда", по словам министра экономики Данияра Амангельдиева, сможет производить до 1,5 миллиона тонн светлых нефтепродуктов высокого качества ежегодно. "Это позволит удовлетворить потребности республики в горюче-смазочных материалах", - заявил Данияр Амангельдиев.

Нефтеперерабатывающий завод в Кара-Балте строился на деньги китайских инвесторов - более 250 миллионов долларов - именно с этой целью. Однако за прошедшие почти десять лет существования предприятия республика по-прежнему критически зависит от импорта ГСМ. Почему же "Джунда" до сих пор не помогла КР наполнить внутренний рынок топливом собственного производства? Тому есть две причины.

Первая: НПЗ на протяжении всего времени сталкивался с различными препятствиями, мешающими работать полноценно. К примеру, через некоторое время после запуска "Джунды" в начале 2014-го жители Кара-Балты начали митинговать, жалуясь на едкий запах, который, по их словам, появлялся, когда на нефтехранилище происходил слив. В правительстве в итоге приняли решение приостановить функционирование завода на неопределенный срок "до устранения неполадок и для регулирования агрегатов".

Депутаты парламента тогда потребовали провести полную экспертизу нефтепродуктов, поступающих на завод. "Есть основания полагать, что они не подлежат переработке", - утверждали народные избранники. Специалисты Государственной инспекции по экологической и технической безопасности взяли пробы воздуха, воды и почвы. Результаты анализов показали, что все в норме. Руководство завода утвердило план мероприятий с целью снижения вредного воздействия шума, вибрации и выбросов.

Затем в начале 2016 года Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями (ныне упразднена) возбудила уголовное дело в отношении руководства завода по обвинению в уклонении от уплаты налогов на сумму в несколько десятков миллионов сомов. В офисах компании были проведены обыски с изъятием документов. Следствие и судебное разбирательство длились более трех (!) лет. И все это время завод практически не работал. В итоге суд встал на сторону обвиняемых и вынес оправдательный приговор.

Но затем началась пандемия коронавируса, в течение которой предприятие опять же не функционировало. Сейчас на нем заканчивается капитальный ремонт, чтобы "Джунда" могла производить высокоэкологичное топливо классов Евро-4 и Евро-5, как того требует технический регламент ЕАЭС.

Вторая же причина лежит в иной плоскости, но имеет гораздо большее значение. "Джунда" все это время испытывала острый дефицит сырья. Для работы НПЗ необходима сырая нефть. Когда предприятие строилось, независимые эксперты уже задавались вопросом: "Откуда она будет поступать на завод?" В республике ежегодно добывают всего лишь от 200 до 250 тысяч тонн "черного золота". "Джунде" требуется не менее 500-600 тысяч. А в Кыргызстане есть еще и другие НПЗ, для которых нефть - это как кровь для человека.

На официальном уровне было дано обещание, что КР договорится о поставках сырья с Россией.

- Мы ведем переговоры с РФ об изменении баланса поставок ГСМ в республику. Мы хотели бы получать их часть в виде сырой нефти для завода в Кара-Балте. Пока же не решатся этот и другие вопросы, экономическая целесообразность производства бензина в Киргизии остается под вопросом. Нужно сформировать новый топливный баланс. Мы работаем над тем, чтобы получать нефть из РФ без таможенной пошлины. Если удастся это сделать, то покроем 60 процентов потребности Карабалтинского завода в "черном золоте", - утверждал бывший в 2013 году министром экономики Темир Сариев.

Стоит отметить, что Россия ежегодно поставляет в республику более миллиона тонн бензина и дизельного топлива. Причем на беспошлинной основе, что позволяет избегать резких колебаний цены на ГСМ в Кыргызстане при их розничной продаже.

Однако крупные поставки сырой нефти за прошедшие десять лет в КР из РФ так и не начались. Российская сторона, насколько известно, была готова завозить сырье на беспошлинной основе, но с условием, что полученное из него топливо будут реализовывать только на внутреннем рынке страны. С этим оказались не согласны владельцы завода, которые хотят экспортировать за рубеж полученные в результате переработки ГСМ. К тому же, по словам председателя правления Международного делового совета Данияра Медерова, возникли сложности "бюрократического характера".

В итоге построенный за 250 миллионов долларов НПЗ "Джунда" с момента запуска в 2014 году работал на 15-20 процентов от своей мощности и успел произвести перед полной остановкой чуть более 300 тысяч тонн горюче-смазочных материалов при годовой потребности страны в 1,2 миллиона.

И если не будет решена проблема поставок на завод сырья, то надежды обеспечить республику топливом собственного производства опять не сбудутся.

Кстати

По данным Союза нефтетрейдеров КР, объем беспошлинных поставок ГСМ в Кыргызстан в 2024 год составляет 650 тысяч тонн бензина и 550 - дизельного топлива.

- Это гарантированный объем, который мы сможем закупить у России. Рост спроса на бензин внутри РФ не повлияет на поставки ГСМ к нам, однако может вырасти отпускная цена, - отметил глава союза Канат Эшатов.

По его словам, в случае необходимости поставки топлива будут пересмотрены в сторону увеличения.