В справке говорится, что для разработки кодекса, прежде всего, необходимо создать концепцию развития "горнорудки", на основе которой следует разработать стратегию с пошаговым планом мероприятий. И только потом у законодательной и исполнительной ветвей власти появится четкое понимание, каким именно должен быть формат нормативно-правовой базы, отвечающей требованиям отрасли.
Проект Горного кодекса, отмечают эксперты, должен учитывать все имеющиеся нормы Земельного, Лесного, Водного и Налогового кодексов, законов о лицензионно-разрешительной системе, о хвостохранилищах и горных отвалах, об охране окружающей среды", о драгоценных металлах и камнях.
Отсутствие кодекса - не единственная проблема. В МДС указали еще на несколько моментов, вызывающих вопросы у недропользователей.
Так, до сих пор не снят запрет на вывоз из республики золотосодержащих руд и концентратов, что не дает инвесторам права выбора, куда и кому реализовывать свою продукцию. При этом даже без учета этого ограничения действует другой сдерживающий механизм - экономический. Налоги при вывозе материалов за рубеж выше на 10 процентов, чем в случае их переработки в Кыргызстане. Но тут есть свой нюанс. Мощностей, предоставляющих соответствующие услуги, в стране недостаточно, а уровень их компетенций не всегда высок.
Также, по мнению экспертов, тщательной проработки требует вопрос финансовой нагрузки на недропользователей. Сегодня они уплачивают более 10 различных видов отчислений, размер которых в некоторых случаях доходит до 48 процентов от стоимости реализованной продукции. Более того, госорганы и депутаты продолжают вносить предложения, направленные на дополнительное обложение горнопромышленников различными платежами.
Обеспокоенность у МДС вызывает и норма обязательной передачи минимум 30-процентной доли в предприятиях государству. Это отпугивает потенциальных инвесторов. Особенно с учетом обсуждения поправок, согласно которым госдоля может достигать 70 или даже 100 процентов в зависимости от запасов полезных ископаемых.
Еще несколько пунктов, предусматривающих государственное участие в горнодобывающей промышленности, касаются монополизации рынка инспекции концентратов и руд госпредприятием (ГП) "Центральная лаборатория" и передачи эксклюзивного права на транспортировку драгметаллов ГП "Служба специальной связи". Представители отрасли считают это не соответствующим принципам рыночной экономики и конкуренции.
Также вызывает опасение, согласно справке, вмешательство правоохранительных и надзорных органов в деятельность недропользователей. Описаны ситуации, когда возбуждаются уголовные дела в отношении должностных лиц, но третьей стороной к ответственности привлекаются именно горнодобывающие компании с наложением ограничений на перемещение их финансовых средств.
И еще один важный пункт - необходимость наведения по рядка в процедуре возмещения НДС, о чем говорят представители многих недропользователей. Реализации нормы, предусмотренной законодательством ЕАЭС для стимулирования процессов инвестирования и развития бизнеса, в Кыргызстане мешает бюрократия. В результате местные компании оказываются в неравном положении по сравнению с коллегами из других государств союза, в которых данный механизм работает успешно.
Кстати
В Бишкеке 19-20 июня 2024 года пройдет юбилейный 10-й горно-геологический форум "MINEX Центральная Азия". Тема - "Перспективы и сценарии устойчивого развития горно-металлургической промышленности в Центральной Азии".
В рамках форума руководство Кыргызстана проведет двусторонние встречи с министерскими и бизнес-делегациями. После для участников мероприятия будут организованы выезды на ведущие горнодобывающие предприятия КР.