В Ярославле трамваи временно заменят электробусами и автобусами

Начавшаяся в Ярославле реконструкция трамвайных путей встревожила горожан, активно пользующихся рельсовым транспортом, а также самих сотрудников транспортного предприятия: с 1 августа движение трамваев, для которых пробки не страшны, будет остановлено на год, а часть вагоновожатых и другого персонала потеряет работу.
Ярославцы переживают, что удобный и экологически чистый вид транспорта на долгие годы исчезнет с улиц города.
Ярославцы переживают, что удобный и экологически чистый вид транспорта на долгие годы исчезнет с улиц города. / Ирина Штольба

Сегодня в городе действуют всего три трамвайных маршрута, и они очень востребованы жителями двух районов - так называемой Пятерки и самого большого в областном центре Дзержинского района: многие привыкли добираться до работы в центр города и обратно именно по рельсам. Однако трамвайная инфраструктура, да и сами вагоны давно износились. Так, по данным регионального минтранса, пути изношены больше чем на 60 процентов, а трамваи - фактически полностью. В ведомстве говорят, что только в первом квартале 2024 года произошло около двух десятков сходов трамваев с рельсов из-за состояния путей и обрыва контактной сети.

Поэтому еще в декабре 2022 года правительство области заключило концессионное соглашение с компанией "Мовиста Регионы Ярославль" о комплексном развитии трамвайного сообщения в Ярославле в рамках федеральной программы "Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях". Согласно этому документу, в столице Золотого кольца будут реконструированы 45,3 километра путей, восемь тяговых подстанций, два путепровода и трамвайное депо, а на маршруты выйдет 47 новых односекционных низкопольных трамваев.

Первые 4,6 километра путей планировали сделать еще в 2023 году, однако работы перенесли на 2024-й, тем самым увеличив норму нынешнего года до 23 километров путей. Но в минтрансе уверяют, что график нарушен не будет: строители вышли на первый участок уже в марте. Правда, позднее выяснилось, что без полного временного закрытия трамвайного движения с 1 августа все задачи выполнить невозможно. А это означает не только пересадку пассажиров на другие виды транспорта, не всегда удобные из-за их зависимости от пробок, но и увольнение оказавшегося без работы персонала "Яргорэлектротранса". В результате почти 300 сотрудников предприятия, которым было объявлено о сокращении, обратились за защитой в региональный Народный фронт.

- Завершить модернизацию предполагается в 2025 году. Реально ли уложиться в срок? К примеру, новый диспетчерский центр должен быть сдан уже в июне 2024 года. Но мы были на этой площадке - там никакие работы не ведутся, - приводит пример эксперт Народного фронта Александр Куташов. - И у НФ возникают большие сомнения, что данная работа будет проведена в срок. Недостаточно обдуманные действия могут привести к тому, что удобный и экологически чистый вид транспорта на долгие годы исчезнет с улиц города и мы потеряем инфраструктуру предприятия и его коллектив.

Только в первом квартале произошло около двух десятков сходов трамваев с рельсов из-за состояния путей и обрыва контактной сети

Противники полного закрытия трамвайного движения предложили проводить реконструкцию поэтапно, с введением реверсивного движения. Но специалисты высказались категорично: такой вариант невозможен.

- Изначально на период работ планировалось организовать реверсивное движение. Однако при оценке технического состояния путепроводов установлено, что при устройстве нового, современного мостового полотна путепроводы не способны обеспечить безопасное движение трамваев в реверсивном режиме с учетом имеющихся нагрузок, - привел свои доводы гендиректор компании "Мовиста регионы Ярославль" Павел Копырин. - На двух путепроводах выявлен 50-процентный дефицит несущей способности ригелей промежуточных опор, 60 процентов пролетных строений имеют провис несущих балок. Путепровод через Республиканский проезд расположен над электрифицированной железной дорогой, и в процессе его реконструкции потребуется повышенный контроль за соблюдением техники безопасности.

К слову, решение о полном закрытии трамвайного движения областные власти озвучили через день после обрушения Панинского путепровода в Вязьме Смоленской области, и очевидно, что это трагическое происшествие на него тоже повлияло. В минтрансе подчеркивают: временное закрытие трамвайного движения необходимо с учетом технического состояния двух путепроводов, которые требуют реконструкции. Оба сооружения - через Республиканский проезд у ЯМЗ и через железнодорожные пути в районе улицы Выставочной - построены в 1979 году и находятся в эксплуатации около 45 лет. Износ обоих объектов оценивается как критический.

Вместо 40 трамваев на временные компенсационные маршруты выйдет 60 электробусов и автобусов большого класса, и этого, полагают руководители транспортной отрасли, будет достаточно. По словам и. о. директора ГКУ ЯО "Организатор перевозок Ярославской области" Сергея Волканевского, в таком случае "нюансы общего транспортного потока" будут компенсироваться за счет увеличенного выпуска и синхронизации расписаний, ведь у безрельсового транспорта нет выделенной полосы, как у трамваев.

Намного сложнее проблема кадровая. В минтрансе и на предприятии "Яргорэлектротранс" заявляют о намерении сделать все для сохранения коллектива, который после реконструкции трамвайной инфраструктуры снова будет полностью востребован. На год вынужденного простоя водителям, в частности, предлагают переобучение для работы на других видах общественного транспорта. Правда, люди опасаются, что для всех временные рабочие места все равно не найдут.

- Всем сотрудникам предложена возможность переобучения на водителей троллейбусов, электробусов, автобусов. Техническому и другому персоналу также будут предложены варианты. Мы не хотим терять профессионалов, поэтому будем работать с каждым индивидуально, уделим каждому максимум внимания и времени, - заверил директор предприятия Денис Пырлог.

Поможет соблюсти трудовые права работников предприятия городская прокуратура, пообещавшая этот вопрос строго контролировать. Надзорное ведомство уже открыло для работников "ЯрГЭТ" горячую линию, позвонив на которую можно получить консультацию и сообщить о нарушениях.

прямая речь

Михаил Евраев, губернатор Ярославской области:

- Конечно, задача изначально так и стояла: сделать все поэтапно. Но, к сожалению, не все можно сделать таким образом. Инженеры высказали четкую позицию: примерно на год трамвайное движение придется закрывать. Есть два варианта: либо ничего не делать, либо делать с закрытием, чтобы получить современное трамвайное движение. Поэтому нам необходимо максимально быстро и качественно провести все работы, и мы будем очень жестко это контролировать. Более того, сегодня мы говорим о реконструкции 45 километров трамвайных путей, но у меня уже прошла встреча с заместителем председателя правительства РФ, руководителем аппарата правительства Д. Ю. Григоренко, и мы уже подали заявку на увеличение трамвайной сети в Ярославле до 100 километров. И это уже будет не реконструкция, а строительство новых путей. То есть мы обсуждаем с федеральным правительством уже следующий этап развития трамвайного движения в нашем областном центре.