Главным препятствием на пути электромобилей к массовому потребителю остается их более высокая цена по сравнению с аналогами на бензине и дизтопливе. Например, рекомендованная производителем стоимость электрического кроссовера "Москвич 3 е" сегодня начинается от 3,025 миллиона рублей, тогда как за бензиновый аналог "Москвич 3" просят от 1,59 миллиона рублей. Несмотря на цены, в Петербурге в 2023 году количество поставленных на учет в органах ГИБДД электромобилей выросло сразу в 4,5 раза по отношению к предыдущему году: в городе зарегистрировали 961 новую машину с электродвигателем (в это число не входят гибридные автомобили). В основном это автомобили китайского производства. Впрочем, доля электрокаров в общем числе зарегистрированных в Петербурге в 2023 году новых автомобилей все равно не дотянула даже до двух процентов. За петербуржцами сегодня числится около трех тысяч электромобилей, что намного меньше, чем в крупных мировых мегаполисах.
Логично предположить, что рост числа электромобилей сдерживает слабое развитие соответствующей инфраструктуры. Но это уже не совсем так. По данным городских энергетиков, сегодня в Петербурге в открытом доступе находится 251 зарядная станция для электромобилей. В 2023 году с помощью мер господдержки было введено 45 быстрых зарядных станций: время одной сессии на них составляет всего 30-40 минут. Появляются зарядные устройства для электромобилей и на сетевых АЗС. К концу года общее число общедоступных станций в Петербурге приблизится к 350-400 единицам. Согласно мировой практике, на 10 электромобилей должна быть минимум одна зарядная станция, так что в Петербурге эта пропорция соблюдается.
По мнению экспертов и пользователей, есть несколько других причин низкой доли электромобилей в Петербурге, помимо их высокой цены. Во-первых, для комфортного ежедневного пользования электромобилями их зарядка должна быть организована в ночное время по месту жительства владельцев. То есть на открытых придомовых стоянках, в наземных и подземных паркингах. Это не только удобнее, чем коммерческие зарядки, до которых еще надо доехать, но и гораздо выгоднее: при зарядке с вечера до утра 1 кВт/час обойдется в среднем в пять рублей, при том что на частных быстрых станциях диапазон цен - от 10 до 22 рублей. Таким образом, ночная зарядка батареи на 100 кВт стоит всего около 500 рублей, что резко повышает экономическую привлекательность электромобиля.
Как утверждают чиновники, процедура установки медленной зарядной станции в Петербурге для инвесторов, ТСЖ и управляющих компаний весьма проста и на ее согласование нужно не более двух недель. Тем не менее зарядных станций в местах ночной парковки до сих пор очень мало: для их создания приходится преодолевать не только бюрократию, но и сопротивление хозяев парковочных мест, жильцов домов. Зачастую это невозможно без созыва общих собраний собственников, провести которые - задача не из простых.
Есть вопросы и к работающим станциям. В городе до сих пор отсутствует единая политика по их размещению и внешнему оформлению. У каждой станции - свои сайты, мобильные приложения и тарифы, в которых порой сложно разобраться водителю электромобиля. Многие станции находятся в неудобных для длительной остановки местах. А в удобных местах их нет, потому что там отсутствуют необходимые электрические мощности, а их подведение слишком дорого и не было заранее учтено в планах электросетевых компаний.
Во-вторых, несмотря на наличие в Петербурге льгот для владельцев электромобилей (таких как бесплатное пользование зоной платной парковки и освобождение от транспортного налога на пять лет с даты регистрации машины с двигателем мощностью до 150 л. с.), "пряников" должно быть больше. Так, методические рекомендации Минтранса по стимулированию использования электромобилей предусматривают развитие сети общественных зарядных станций с бесплатным или минимальным тарифом, бесплатный проезд электромобилей по платным автодорогам и другие льготы. В Петербурге эти меры не реализованы. Да и упомянутая цифра в 150 л. с., по мнению экспертов, уже никого не впечатляет, ведь двигатели современных электромобилей значительно мощнее (упомянутый "Москвич 3 е" - 193 л. с.).
Депутат Алексей Цивилев, возглавляющий комиссию Заксобрания Петербурга по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, предлагает не строить иллюзий насчет господдержки частного электротранспорта: за нее придется конкурировать с лоббистами газомоторного топлива и водородных технологий. Выгодность пользования электромобилями для потребителей пока сомнительна.
"Любой нормальный электромобиль, а не самокат с кузовом, в среднем потребляет 20 киловатт на 100 километров пути. Поэтому, когда пишут, что батареи в 40-50 киловатт хватит на 500 километров, это обман. Надо как минимум делить на два. А ночью, чтобы зарядить, нужно трехфазное электричество. Технические условия на такое электричество людям фактически не получить. Поэтому пока это все из разряда "игрушки для богатых", - сказал эксперт корреспонденту "РГ". Чтобы активно использовать электромобили днем, заряжая их ночью, необходимой инфраструктуры в Петербурге пока нет.