Биолог Баранова объяснила риски тромбоза после прививки вакциной AstraZeneca

Стало известно, что фармкомпания AstraZeneca отозвала разрешение на применение своей вакцины против COVID-19 из стран ЕС, а, например, в Австралии вакцину перестали закупать еще год назад. Параллельно в Великобритании инициировано несколько судебных разбирательств - у людей, привившихся вакциной AZ, развился тромбоз, и они хотят получить компенсацию от производителя. Ситуацию прокомментировала известный биолог, профессор Университета Джорджа Мейсона Анча Баранова.
Константин Завражин/РГ

"Ничего нового в нынешней ситуации нет, о том, что возможны поствакцинальные осложнения. в том числе, тромбозы, было известно еще во время пандемии. Были соответствующие публикации в медицинских изданиях", - рассказала профессор Баранова.

Напомним, вакцина AstraZeneca - векторная, она разработана на основе аденовирусной платформы. То есть ген S-белка коронавируса доставляется в организм человека с помощью вектора - аденовируса шимпанзе. Российская вакцина "Спутник V" относится к тому же типу вакцин, только, в отличие от AstraZeneca, в качестве вектора использовался человеческий аденовирус (а в первом варианте препарата - даже два разных аденовируса).

"Когда в Аргентине испытывали обе вакцины, было зафиксировано 11 случаев поствакцинального тромбоза с тромбоцитопенией после прививки AZ и два случая - после "Спутника V". Но надо учесть, что эти единичные случаи приходились на миллионы получивших прививку", - отметила Анча Баранова.

Она привела данные мониторинга: в случае со "Спутником V" - частота осложнений составила 0,1 случая на миллион (заболевал 1 человек из 10 млн), с AstraZeneca - 0,37 на миллион. В Британии также отслеживали случаи поствакцинального тромбоза, но, естественно, только для AstraZeneca, и там, как рассказала Баранова, доля тромбозов оказалась намного выше: у людей моложе 50 лет - 20,3 случая на миллион привитых, после 50 лет - 10,9 на миллион.

"Почему у западной вакцины тромбозы чаще? Предположительно, это может быть связано с тем, что использован обезьяний аденовирус. У него на поверхности вирусной частицы есть заряд, который позволяет ему легче "притягиваться" к одному из белков на поверхности тромбоцитов, что и увеличивает риск возникновения тромбоза", - объяснила Баранова.

При этом профессор подчеркивает: редкие риски осложнений не могут перечеркнуть пользы от применения вакцин, прививки во время пандемии буквально сохранили многие миллионы жизней.

"При использовании любой вакцины существуют риски, и когда новый препарат выводится на рынок, всегда оценивается соотношение пользы и рисков. Население часто преувеличивает риски, но это неправильно. Даже сейчас польза вакцинации все равно значительно превышает риски, просто мы больше изучили риски, они теперь на виду", - отметила биолог.

Она также рассказала, что принимая решение о прививке, можно и нужно учитывать особенности организма пациента.

"Например, фосфолипидный синдром, при котором наблюдают антитела к тромбоцитам - это противопоказание для применения аденовирусных вакцин. Но такая диагностика проводится редко. Однако если ли кто-то знает, что у него есть фосфолипидный синдром, то ему стоит выбрать другую вакцину", - советует Баранова.

Кстати, риски тяжелых осложнений возникали и при применении других вакцин - мРНК от Pfizer и Moderna и векторной, аденовирусной от Johnson & Johnson (J&J). Последнюю также отозвали с рынка еще во время пандемии. А первые две "обвиняли" в редких случаях развития воспаления сердечной мышцы - миокардита. Российский "Спутник V", судя по исследованиям, проведенным аргентинскими медиками, оказался одной из самых безопасных вакцин.