Стоит отметить, что для политической истории Южной Кореи досрочное мирное отправление президента страны в отставку дело хотя и относительно новое, но в то же время привычное. В 2006 году парламент, где доминировали консерваторы, объявил импичмент президенту-демократу Но Му Хену, но Конституционный суд, за которым в таких случаях остается решающее слово, счел основания для отстранения недостаточными и вернул Но в президентское кресло. Куда больший резонанс в мире вызвал уже успешный импичмент президента-консерватора Пак Кын Хе, которую на волне народных демонстраций досрочно сняли с поста в 2017 году.
В этой связи можно сказать, что "импичмент президента" для Южной Кореи - это дело, конечно, экстраординарное, но не немыслимое. Процедурно для импичмента надо, чтобы не менее двух третей депутатов парламента поддержали эту акцию, причем лидера страны обвиняют в каких-либо серьезных нарушениях закона. После этого президент временно отстраняется от власти, а дело переходит в Конституционный суд. Тот имеет несколько месяцев на то, чтобы рассмотреть предъявленные обвинения по сути, а затем решить, были ли действия депутатов и выдвинутые обвинения оправданными или все отменяется и президент продолжает руководить страной.
В Южной Корее 10 апреля прошли парламентские выборы, по итогам которых оппозиция - включая главную оппозиционную Демократическую партию "Тобуро" и несколько небольших партий - получила в общей сложности 192 из 300 мест в парламенте. Для правящей партии, которая сохранила лишь 108 мест, это серьезное поражение.
Хотя новый состав парламента РК еще не приступил к работе, а с момента самих выборов прошел лишь месяц, но в адрес президента Республики Корея Юн Сок Ёля уже полетели угрозы объявить ему импичмент. Дело в том, что Юн с уходящим парламентом, где также доминирует оппозиция, регулярно спорил и ветировал предложенные народными избранниками законопроекты. Теперь же оппозиция, которая несколько улучшила позиции, угрожает, что продолжение подобной практики и упрямство по ключевым вопросам могут выйти Юн Сок Ёлю "боком", вплоть до досрочного ухода с поста. При этом оппозиция уверена, что при благоприятном стечении обстоятельств они смогут получить восемь недостающих для импичмента голосов за счет поддержки со стороны некоторых депутатов от правящей партии, которые также недовольны политикой Юн Сок Ёля.
"На этих выборах избиратели отдали оппозиции 192 мандата. Всего лишь восемь голосов надо для того, чтобы менять конституцию, преодолевать вето президента и при необходимости идти и на более серьезный шаг", - заявил на днях глава парламентской фракции оппозиционной Демократической партии "Тобуро" Пак Чхан Дэ. Под "более серьезным шагом" он имел в виду именно импичмент. Депутат также дал понять, что недовольство народа нынешним правительством настолько высоко, что вполне может дойти и до народных требований объявить импичмент.
За несколько дней до этого лидер Партии обновления Родины Чо Гук указал: "Если выяснится, что президент так или иначе был замешан в каких-то нарушениях в связи с гибелью бойца морской пехоты, то это тут же станет основанием для импичмента". Также стало известно, что на организованной Партией обновления Родины научной конференции подробно обсуждались технические варианты предъявления обвинений Юн Сок Ёлю с последующим голосованием по импичменту.
Позже пресс-секретарь этой же партии Ким Бо Хёп заявил, что "три года - это слишком долго", явно намекая на оставшиеся по закону три года правления Юн Сок Ёля и возможность "сократить" этот срок путем досрочного отстранения от власти.
К президенту Юн Сок Ёлю скопилось немало претензий - от скандала с принятием его женой дорогой сумочки до инфляции, неумения и нежелания вести конструктивный диалог с политическими противниками и проблем в экономике. Кроме того, по ряду спорных и резонансных дел, включая инцидент с гибелью бойца морской пехоты, а также скандал вокруг действий его жены, президент упорно отказывается поддерживать идею оппозиции провести независимое расследование с задействованием механизма спецпрокурора. Юн считает, что для выяснения правды достаточно Генпрокуратуры, которой, в свою очередь, не доверяет оппозиция, считая, что она контролируется президентом, тем более что он сам - выходец из этой структуры.
Слабые позиции президента РК сейчас видны и по его рекордно низкому рейтингу. Сейчас его работу одобряют лишь 24 процента избирателей - так мало у него не было никогда за все время нахождения на посту лидера страны.
Судя по всему, лето, когда начнет работу новый состав парламента, обещает быть для Юн Сок Ёля непростым. Оппозиция, которая второй срок подряд получает убедительное большинство в законодательном органе власти, считает, что она получила мандат доверия от народа и намерена сильно давить на лидера страны. Тот, как уже говорилось, известен своим упрямством, склонностью продавливать свою линию, но очевидно, что народу это не нравится. Если же Юн продолжит пытаться игнорировать подход оппозиции, то при нынешней ситуации дело вполне может дойти и до импичмента. Понятно, что импичмент - дело серьезное, и принадлежность к стану политических противников не является нарушением закона, а потому и оппозиции придется дважды подумать, прежде чем пытаться снимать Юна с поста. Конституционный суд вполне может отклонить решение парламента. В этой связи, как видится, политическое будущее президента РК Юн Сок Ёля будет зависеть от двух факторов - от его готовности договариваться с оппозицией, идти с ней на компромисс и когда надо - уступать, а также от наличия каких-то серьезных оснований обвинять президента в нарушении закона.