"Яков и Партнеры": Российская отрасль интернет-торговли оказалась лидером по внедрению ИИ
Основными направлениями внедрения ИИ для этих сфер стали маркетинг и продажи, клиентский сервис и цепочки поставок. При этом машинное обучение применяют все компании, однако только 8% представителей традиционной торговли определили приоритетные сценарии использования и зафиксировали на уровне стратегии цели по развитию генеративного ИИ, а среди компаний интернет-торговли таких - 50%. Об этом говорится в совместном исследовании консалтинговой компании "Яков и Партнеры" и Яндекса.
Что касается ритейлеров, то они довольно консервативны в своих вложениях в ИИ: если из них каждый второй выделяет до 2% цифрового бюджета на технологии, то в интернет-торговле каждая вторая компания - 3-5%.
"В целом и те и другие компании ожидают от ИИ сокращения затрат и положительных эффектов с точки зрения лояльности клиентов, однако компании интернет-торговли также верят в повышение ценности продуктов как таковых", - утверждают эксперты.
Они также рассказали, что бизнес, связанный с торговлей, меньше других волнуется о рисках от использования ИИ: 50% не видят их вообще, а другие 50% - беспокоится только о кибербезопасности. Ключевая же проблема для них - это привлечение специалистов с соответствующим профилем и отсутствие решение и инструментов на базе ИИ на рынке или проблемы с их разработкой.
"Аутсорсинг разработки ИИ-решений под свои задачи - предпочтительная опция компаний сектора. Также все компании интернет-торговли готовы самостоятельно разрабатывать ИИ-решения ввиду наличия сильных внутренних ИТ-команд", - отметили аналитики.
Так, например, Авито тестирует решения на базе генеративных сетей в десяти продуктах одновременно: в частности, здесь есть сервис, в основе которого лежит большая языковая модель, обученная более чем на 400 тысячах объявлений, которая помогает продавцам составлять тексты на основе базовых характеристик их товаров.
"Тестовый период показал, что по объявлениям, в которых использовали шаблон описания от нейросети, выросло число заказов с доставкой. К концу 2024 года около 40% пользователей будут взаимодействовать с генеративными сетями явно или через наши продукты, где они применяются", - сказал директор по работе с данными Андрей Рыбинцев.
По его словам, внедрение рост ИИ будет только продолжаться, а одним из наиболее перспективных направлений здесь станут платформы, предлагающие пользователю товар в соответствии с его потребностями и берущие на себя функции исследования рынка.
"Фактически это реализация концепции one-click shopping, когда пользователь при запросе "подарок племяннику 10 лет на Новый год" получает конкретные предложения от разных продавцов, уже отобранные из сотен вариантов подарков", - объяснил собеседник.
В результате может быть переосмыслена текущая модель реклама и удовлетворены требования миллениалов и зумеров, которые хотят упростить свой шоппинг.
Активное внедрение ИИ происходит и в М.Видео-Эльдорадо. В частности, здесь при планировании ассортимента нейросети анализируют поведение покупателей при выборе товара и ряд других показателей, после чего формируют набор товаров в розничных магазинах под разные группы клиентов, регионы и в зависимости от сезона.
Кроме того, компания использует чат-боты на основе машинного обучения, которые обрабатывают более половины письменных обращений пользователей, а нейросети помогают писать статьи для корпоративного журнала.
"При этом полномасштабное применение подобных публичных и самообучающихся нейросетей требует внимательного изучения законодательных ограничений и вопросов безопасности. Сейчас нейросети в этих вопросах еще малоизучены. На сегодняшний день мы видим перспективы использования ChatGPT и других аналогичных нейросетей для множества работ в маркетинге - для дизайна, создания рекламы, создания контента, как редакционного, так и товарного. Помимо того, это аналитика любых групп данных, рекомендательные системы", - отметили в пресс-службе компании.
Согласно некоторым прогнозам, через 15 лет применение ИИ приведет к росту прибыльности ритейлеров на 60%, отмечает Павел Воронин, первый вице-президент по технологиям МТС. По его словам, ключевыми направлениями развития ИИ в торговле являются анализ аудитории и персонализация, планирование рабочего времени персонала и оптимизация трудозатрат. На интернет-витринах персональные предложения (товар, цены и бандлы) генерируются с использованием машинного обучения.
"Еще одним перспективным трендом в индустрии торговли является такое направление, как Machine customers, когда покупателями в магазинах становятся искусственный интеллект и автоматизированные скрипты. Это могут быть виртуальные голосовые ассистенты и даже холодильники и кофе-машины, подключенные к интернету. Благодаря анализу поведения своего хозяина, они могут самостоятельно принимать решения, чего не хватает, и делать заказы. По прогнозам Gartner, к 2030 году четверть всех покупок будут совершать именно машинные клиенты", - рассказал Воронин "РГ".