Рынок сбыта для собственной продукции фермерские хозяйства давно искали самостоятельно. А те, кто не искал, создавали буквально с нуля. Путь этот всегда был тернист. Сейчас белгородские садоводы, которые торгуют яркой и ароматной клубникой на городском рынке, вспоминают, как начинали на муниципальных ярмарках. Что там продашь, когда в поселке в каждом дворе такая же клубника?
Некогда резонансная программа развития семейных ферм позволила выйти на масштабные городские торговые площадки. Сами сельские предприниматели, ощущая азарт от востребованности продукта, засаживали новые и новые гектары, заботились о разнообразии сортов и планировали, как дифференцировать собственное предложение. Например, после клубники пусть спеет смородина - и ее продадим! Ценник садоводов устраивал, хоть и кусался для некоторых горожан. Но и они понимали: дешевле приобрести можно, но в супермаркете - и это далеко не такой по качеству товар.
Этот принцип работает в отношении не только ягод, фруктов, зелени или овощей, но и всех без исключения продуктов. Сотрудники супермаркетов, расположенных рядом с ярмарочными рядами, констатируют: как только на прилавках появляются сезонные продукты или фермерское мясо, молоко, спрос в сетевых магазинах падает. Сейчас, к примеру, ждут черешни, которая, конечно, уступит ягоде местных садоводов и будет раскуплена, только если ценник сделать поскромнее и контролировать, чтобы не мяли сочные ягоды в ящиках.
В Липецкой области решили изменить ситуацию одними из первых в стране. Для этого создали специальный цифровой сервис - агроагрегатор. Приложение разрабатывалось изначально не только для фермеров, но и для массовых закупщиков, торговые сети подключились к нему сразу же. В первые месяцы использования агроагрегатора прогремела история местного сельского предпринимателя, которому удалось сбыть объемный урожай кабачков. Такой на обычном рынке продавать замучишься, да и в сезон популярному овощу грош цена. А вот сразу сбыть в торговую сеть - другой разговор и другой результат.
Не секрет, что агроагрегатор заставил иначе посмотреть на весь процесс закупок. Сервис рос вместе с урожаем, развивался, и теперь неслучайно по всей стране сообщается о создании аналогичных. На форуме, посвященном развитию АПК, в Липецкой области неслучайно агроагрегатору уделили максимум внимания. Региональный распределительный центр выполняет функции посредника и организует доставку и сбыт фермерской продукции в торговые сети. Помимо овощей и фруктов, с которых начиналась история агроагрегатора, теперь это и молочная, и мясная продукция. Только в прошлом году благодаря этому сервису фермеры реализовали свыше 2,5 тысячи тонн своей продукции на 111 миллионов рублей. Теперь намерены побить и этот рекорд, увеличив выручку в два раза. Все условия для этого есть, ведь воспользоваться возможностями агрегатора могут и участники программы соцконтрактов.
Развивать это направление намерены и с помощью переработки и объединения фермерских товаров в новые группы. Управляющий проектом Иван Царев отметил, что вопрос запуска перерабатывающего комбината уже назрел и если можно будет с его помощью продавать уже готовую еду, то сотрудничающих с агрегатором как фермеров, так и ретейла станет больше.
Впрочем, липецким инструментарием заинтересовались и в новых регионах: принимавшие участие в форуме делегаты попросили забирать продукцию, произведенную в ДНР и ДНР, и распространять ее так же, как и липецкую. Там надеются, что покупатель одобрит фермерские товары Донбасса, а сельские труженики смогут развивать свои хозяйства.
Повсеместное тиражирование агрегатора для сбыта продовольствия совсем скоро будет отрегулировано федеральным законом: в первом чтении нормативный акт уже приняла Государственная дума РФ.
Параллельно с распространением фермерской продукции по торговым сетям идет и процесс создания специализированных магазинов. Как правило, они небольшие и возводятся оперативно благодаря новым технологиям. Окна в пол, деревянные полки, в некоторых - дегустационная витрина и атмосферная выкладка товара. Продавцы говорят, что предлагают не только продукты питания совершенно уникального качества, но и особое настроение, осознание того, что человек приобретает лучшее на рынке.
В Орле магазин по продаже местной продукции "Орловское качество" посетил глава региона Андрей Клычков и после в соцсетях поделился впечатлениями.
- Очень важно создавать площадки для реализации товаров наших сельхозпроизводителей. В новом магазине представлена брендовая продукция Орловщины: мы всегда можем предложить ее туристам, гостям города, - отметил он. - И конечно же, наши местные качественные продукты должны быть на столах у самих орловцев. Безусловно, подобные магазины должны появиться в разных районах города.
Предполагается, что "Орловское качество" выстроит собственную сеть. Первый магазин, как рассказывают сами орловчане, востребован, потому что интересен. Некоторые товары хочется сначала просто попробовать. Ценник комментировать сложно: все же это не масс-маркет.
Впрочем, подобный опыт есть и в других регионах. В Курске аналогичная торговая точка появилась в центре города. Правда, желающих изучить многообразие исключительно курских фермерских продуктов ждет разочарование: на витринах там и старооскольская колбаса, и белгородские деликатесы. Зато охлажденное мясо - от местных ферм, а пельмени лепят вручную хозяйки в одном из сел. Куряне, продегустировав, вынесли вердикт: "Очень вкусные!"
Насколько успешными будут эти проекты в регионах, зависит от множества факторов. Та же белгородская сеть "Фермер", которая изначально позиционировалась как ретейл исключительно деревенской и местной продукции, со временем стала обычной региональной сетью, доля фермерской продукции в которой достигла минимума. Часть торговых точек уже закрылась, а в их помещениях, перестроенных для нескольких арендаторов, кипит работа других предпринимателей. Но поставлявшие в эти магазины продукцию фермеры не только остаются на плаву, но и продолжают развиваться. Только их хлеб, молочные продукты, мясные деликатесы, фрукты, ягоды и овощи реализуются через другие торговые пути, в том числе собственные интернет-площадки, службы доставки по близлежащим районам и разветвленную сеть распространителей и пиарщиков, использующих самый эффективный инструмент - сарафанное радио. Кто знает, может совсем скоро изменится и это. Только сами сельские предприниматели не унывают: на смену одному обязательно приходит другое, главное - чтобы чернозем, в который вкладывается столько труда, по-прежнему оставался плодородным.