Собрались журналисты, чиновники, переселенцы и другие в "Кибершколе". На вопрос "почему" ответить легко. Здание школы - старая типовая постройка. Но три года назад здесь из обычной школы сделали суперсовременную и единственную в своем роде - "Кибершколу".
Образовательный процесс совмещен тут с игровой деятельностью. Но на примере модернизации помещений можно представить, как могут выглядеть и другие школы после капремонта. Стены отделаны безопасными цветными пластиковыми панелями. Вместо части стен - стеклянные перегородки. Рекреации стали амфитеатром, где можно сразиться в киберигру, поупражняться на пианино, почитать или провести собрание. Узкие коридоры расширили. Сделали навесные потолки с точечным освещением. Словом, вместо темного старого здания образца 1960-х годов получилась школа а-ля 21 век.
Как рассказала начальник ГКУ "Дирекции по строительству и реконструкции" департамента образования и науки Москвы Рузанна Иванцова, эта школа не эталон, но один из вариантов, как можно изменить пространство под нужды современного образовательного процесса.
"Задач у капитального ремонта - две. Одна - вывести их на новый технологический уровень, в частности, обновить инженерные системы, отремонтировать стены, заменить окна и прочее. Другая - сделать школы привлекательными, удобными, современными многофункциональными, эстетичными и безопасными образовательными пространствами", - рассказала она "РГ".
Но, что бы не делать много проектов, благо из 1,8 тысячи школьных построек значительная часть - типовые, было разработано четыре варианта проекта обновления школьных пространств. Из основных особенностей она отметила новую логистику, позволяющую повысить безопасность в школе, распределить потоки учеников, сократив время на перемещение между классами. На нижних этажах будут более востребованные кабинеты, выше - те, где школьники проводят меньшее число часов.
Среди новинок - отказ от предметных классов. Вместо них создадут универсальные и специализированные кабинеты для практических занятий. В первых будут парты, подиум для учителя и видеопроекторы, электронные доски. Во вторых - сделают необходимую инженерную подводку для практических занятий по физике, химии, биологии и информатики.
Еще одно новшество - в школах появятся помещения для отдыха. "Это могут быть обновленные рекреации с удобными пуфиками вдоль стены, подиумы, амфитеатры. Если позволяет проект школы, подоконники станут местом для отдыха, о чем просили многие школьники, - рассказывает она. - Привычные школьные библиотеки превратятся в медиатеки с современной системой хранения книг".
Ряд идей подсказали сами преподаватели, например, сейчас есть учительская, но в самом кабинете нет места под личные вещи преподавателя. После модернизации школы такие помещения появятся. Преподаватель сможет оставлять туфли для работы, костюм, личные вещи и прочее.
Несмотря на то, что город обкатал программу капремонта социальных учреждений на поликлиниках, торопиться со школами не стали. Поэтому в первый год программы в ней примет участие только 50 школ. Ни одна из них не расположена в центре города, где в основном школы старинные или реконструированные в начале 2000-х годов.
В этом году на востоке города отремонтируют 10 школ, 9 - на западе столицы, в том числе две на территории Новой Москвы, две школы - в Зеленограде. "Разговоры о переезде шли с нового года, - рассказал "РГ" ученик 7 класса школы №1598 Глеб Ивлев. - А сам переезд из одного здания школы в другое произошел во время весенних каникул. Ушли мы на каникулы из одного здания. Вернулись за парты в другое здание. Кабинет похожий, учителя наши. Вторых смен нет. Кабинетов хватило. Никаких "подселений" в класс не было. Просто координаты наш корпус поменял. Родители переживали, но сейчас все привыкли. Даже новые друзья из параллели появились".
Ученица кадетского класса 7К школы №1516 Александра Кулагина рассказывает, что переехали они в другой корпус, расположенный даже ближе к дому. "Перевели целиком класс. Разделили только специализацию. Гуманитариев с 1 по 11 класс перевели в один корпус, нас, кадетов, в другой, - рассказывает она. - Уроки и внеурочная деятельность продолжились по расписанию".
А учитель ее школы, Кристина Орлова, уточняет, что больше переживали преподаватели и родители, чем дети. "Но штат школы не расформировали, все остались на своих должностях, занимаются привычной работой, просто по другим адресам образовательного комплекса, - говорит она. - С родителями вели беседы. Но никаких нареканий нет. Более того, в новое пространство перевезли привычную мебель, атрибуты класса и прочее".
По словам куратора департамента капремонта Москвы по капитальному ремонту московских школ Игоря Пурынова, ожидается, что сроки ремонта не превысят 16 месяцев. То есть дети, переехав в мае в другой корпус, в сентябре будущего года вернутся за парты привычного, но полностью обновленного учебного пространства.
"Первыми в проект вошли школы 1950-1990-х годов, здания которых были устаревшими. Еще одним фактором стала возможность быстрого и комфортного переезда, то есть было куда перевозить детей, - рассказал Пупынов. - Эти же факторы и дальше будут влиять на вхождение в программу. Возможно, часть школ переедет в соседние образовательные учреждения района, если в их образовательных комплексах не будет дополнительного места".
Он отметил, что посмотреть на то, как могут выглядеть школы после обновления, можно в любой школе-новостройке или заглянув в компьютерный квест, придуманный учениками "Кибершколы" и размещенный на сайте их школы.
"Но не стоит переживать, школы сохранят свое лицо. Каждый проект капремонта будет иметь свою специфику, учитывая пожелания администрации школы, - рассказал он. - Посмотрим, как пойдет работа. Если все по плану, с будущего года в работу будем брать по 100 школьных зданий. Сил, технических средств и специалистов у нас хватает".
Кстати, проверить, когда пройдет ремонт в школе можно в специальном разделе на сайте mos.ru.