Поделиться

Автодороги Петербурга и Ленобласти остро нуждаются в сооружении экодуков

Ежегодно в Петербурге и Ленобласти происходят сотни ДТП с участием диких животных. Случаи учащаются во время сезонных миграций. Решить проблему должны помочь специальные биопереходы. Однако на территории двух регионов пока не ожидается таких проектов.
Животные не понимают, как опасны автомобили.
Животные не понимают, как опасны автомобили. / Виталий Аньков/РИА Новости

По данным комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области, за первую половину 2023 года на дорогах региона было зафиксировано 117 случаев ДТП с участием диких животных. В ПАО СК "Росгосстрах" уточняют, что в Петербурге и Ленобласти автомобилистами было заявлено 22 страховых случая по риску "столкновение с животным".

Нередко такие аварии заканчиваются трагично. В начале апреля на дороге в Гатчинском районе автомобиль столкнулся с внезапно выбежавшим на проезжую часть лосем. Машину занесло в кювет, водитель скончался на месте аварии. Животное тоже не выжило.

Обезопасить как участников дорожного движения, так и обитателей лесов должны специальные ограждения и сооружения. На сегодняшний день, по данным ФКУ Упрдор "Северо-Запад", на автодорогах Ленобласти и Санкт-Петербурга применяются только ограждения полос отвода и электропастухи - столбы с натянутой проволокой под напряжением, направляющие зверей к безопасному пересечению шоссе.

- Существующие в ЛО ограждения почти бесполезны. Как и положено по ГОСТу, их высота составляет до двух метров. Однако такой забор легко перескочит лось и даже косуля, - говорит руководитель ЛОО МОО "Природоохранный союз", почетный работник охотничьего хозяйства РФ Алексей Кожаев.

Эксперт подчеркивает, что среди крупных диких животных главную опасность представляют именно лоси. Их сезонные миграции не предотвратить заборами или электропастухами, животные имеют четко выраженные зимние и летние места обитания.

- Это также объясняет случаи заходов лосей в Петербург. Во времена, когда на современной территории города не было цивилизации, животные спокойно передвигались по ней. Звери выбирают для себя удобные маршруты передвижения с места на место. И исторически сложившиеся пути миграции передаются на генетическом уровне, - объясняет специалист.

Самым надежным решением в данной ситуации эксперты видят экодуки - пролетные строения, по которым животные могут безопасно пересекать автодороги. Как правило, поверхность таких переходов имитирует природный ландшафт: на открытом грунте растут кустарники и трава.

Штраф за сбитого лося составляет 80 тысяч рублей, за кабана - 60 тысяч, за косулю - 40 тысяч рублей

Перед сооружением экодука определяются места пересечения автодороги с историческими путями миграции зверей, то есть участки, на которых животные могут чаще всего выходить на проезжую часть. Но просто построить биопереход недостаточно. Чтобы он был эффективным и собирал животных, как в воронку, с двух сторон от моста должны быть "крылья", работающие по принципу электропастухов.

Сегодня в Ленобласти нет ни одного экодука, но и во всей России случаи строительства мостовых переходов для крупных животных единичны.

По словам основателя транспортной компании RusTrans-China Александра Стрельникова, в долгосрочной перспективе зверопроходы и экодуки могут оказаться более эффективными и рентабельными, чем традиционные меры защиты. Биопереходы снижают суммарные годовые убытки от столкновений с животными - затраты автовладельцев и страховых компаний и расходы на ремонт поврежденных ограждений.

Нормы и правила строительства экодуков отражают два документа. Первый - более старый - СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги". Второй - ГОСТ Р 58947-2020 "Дороги автомобильные общего пользования. Экодуки. Технические требования", появившийся в 2020 году.

Алексей Кожаев подчеркивает, что в СНиП не так много положений о безопасной миграции диких животных. В документе упоминается о сохранении мест размножения зверей, питания и путей миграции. Там также отмечено, что при пересечении автодорогой путей миграции животных необходимо разрабатывать специальные мероприятия по обеспечению их безопасного и беспрепятственного передвижения. При этом документ не конкретизирует, какими именно должны быть эти мероприятия.

Александр Стрельников подчеркивает, что ГОСТ Р 58947 является рекомендательным документом, а не обязательным. Это может ограничивать его применение на практике.

Сомнения у специалистов вызывает и формулировка о том, что аварийно-опасным участком признается тот, на котором в течение отчетного года произошло три и более ДТП с жертвами.

- Это будто подразумевает, что без случаев гибели людей нет необходимости ничего строить. А ущерб животному миру и вовсе не берется во внимание, - отмечает Алексей Кожаев.

Между тем специалисты дают неутешительный прогноз: растут плотность автомобильного движения и численность лосей и в дальнейшем можно ожидать только увеличения количества ДТП. Но пока возведения экодуков на дорогах Ленобласти и Петербурга не предвидится.

Справка "РГ"

Водитель, сбивший дикое животное, обязан выплатить компенсацию. Размер возмещения зависит от масштаба вреда, причиненного охотничьим ресурсам. Так, например, за лося выплата составляет 80 тысяч рублей, за кабана - 60 тысяч рублей, за косулю - 40 тысяч рублей. Эти деньги поступают на счет природоохранного ведомства того региона, в котором произошло ДТП.