Международный фестиваль балета Dance Open в Санкт-Петербурге свой 23-й сезон провел именно так, с огромным чувством собственного достоинства, витаминизировав летучую отрасль искусства танца на сезоны вперед.
Первая его часть не предполагала сенсаций, но представила в Санкт-Петербурге лучшие премьеры российского сезона. "Слово о полку Игореве" исполнял Пермский театр оперы и балета. Автор либретто и хореограф-постановщик - главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко - петербуржец, да балетная труппа в этом театре - по факту "дочернее предприятие" петербургской-ленинградской школы балета. К тому же на сцене Мариинского несколько сезонов назад "Ярославну" тоже ставили, и сравнения напрашивались.
Затем екатеринбургский "Урал Балет" показал вечер одноактовок "Павильон Армиды/Венгерские танцы/Sextus Propertius". Артельный способ производства, может, и кажется слишком плотным, но в этом театре обкатан, и всякий раз три оказывается лучше одного и по форме, и по содержанию: балеты Максима Петрова, Антона Пимонова, Славы Самодурова добавляют друг другу смысла и просто отлично смотрятся в комплекте.
Максим Петров в старинном "Павильоне Армиды" про оживший гобелен воспроизводит нынешний уральский конфуз, когда охранник галереи от избытка чувств дорисовал вверенную ему абстрактную живопись. "Венгерские танцы" Антона Пимонова исследуют искорку фольклорной витальности в современной хореографии. А Sextus Propertius Славы Самодурова, отсылая к античным текстам Проперция, дает повод поразмыслить над нами сегодняшними.
Все три автора, кстати, - носители петербургской школы, выросшие в Мариинском театре. И не то чтобы фестиваль Dance Open это подстроил специально, просто факт - российские театры расширяют репертуар бывшими петербуржцами.
Для обычного зрителя вопрос "есть ли балет в ЮАР" звучит как "есть ли жизнь на Марсе", но Dance Open показал, что есть, причем бескомпромиссно привез Vuyani Dance со всеми атрибутами - хором и оркестром. Это гораздо честнее, чем подверстывать под слово "международный" в названии фестиваля гастроли театров из сопредельных государств. И, надо отдать должное, африканцы с мрачноватым "Сион: реквием по "Болеро" Равеля" про духов и людей Петербург впечатлили. Но Dance Open не остановился.
Натуральное аргентинское танго с его трагизмом и жизнелюбием петербургский зритель тоже получил из первых рук, прямо из Буэнос-Айреса. Танцевальная компания Хермана Корнехо с его "Танго после заката" не сдвигала брови в напускной серьезности и не подклеивала сюжет к самодостаточному действу. Его величество танго, станцованное разными парами под разного Астора Пьяцоллу, вдохновило зал не меньше правильных академических па в стройных балетных сюжетах. К слову, верно говорят, что сцены надо намаливать, как церкви: чопорный Александринский театр, прежде вздрагивавший даже при отдаленно похожих на нынешний спектаклях, теперь гремел аплодисментами очень естественно.
В этом международном контексте ждать китайских чудес закономерно, и все же Dance Open удивил - найдя то, что раньше него не нашел в России никто. Труппа современного танца Гуандуна со спектаклем "Круг небесный" хореографа Ли Пяньпянь показала такой уровень академической выучки, высших достижений contemporary и умения создавать атмосферу, что оказалась мгновенно вброшенной в круг лучших из побывавших на фестивале театров. Изысканно выстроенный, проработанный, точно окутанный театральным светом спектакль удивил гомогенностью высказывания, умение ребят из Гуандуна держать позу и паузу будто сделало реальностью несбыточное желание человечества удержать время.
Какой бы густоты ни была афиша, гала-концерт Dance Open - всегда и доминанта, и вишенка на торте. Его программа до последнего держится в секрете и всегда аккумулирует программу, сезон, географию, жанры и прочее. Гала-концерт тоже растет в качестве - от выставки достижений мировых звезд, каким он был в начале и полюбился публике - к собранию трендов, тенденций и актуальных тем, что делают погоду сегодня. Прежде Dance Open баловал зал звездами Гранд опера, Ковент Гарден и Ла Скала, часто - еще и танцующими там русскими артистами. Сейчас спектр сузился по не зависящим от него причинам, и смена векторов сделала его не менее интересным, а другим.
Дивные кубинцы Otrolado dance ("Танец по ту сторону") с отрывком их спектакля Норхе Седеньо "Парадокс" и виртуозные прима-балерина "Астана Опера" Айгерим Бекетаева и Айдан Калжан с хореографией Раймондо Ребека; пустившийся в свободное плаванье экс-премьер Балета Эйфмана Олег Габышев с Любовью Андреевой, инферналы Пекинской труппы современного танца с фрагментом балета "Спроси у воды" в постановке Гао Яньцзиньцзы, артисты из Большого, Мариинского и Театра балета Якобсона, наконец уже ставший классическим "Минус 16" мудрого хулигана Охада Наарина в исполнении артистов МАМТа - таким в этом году был гала-концерт.
Есть статистика. Согласно ей 23-й сезон Dance Open собрал 400 артистов из семи стран и вовлек в орбиту 6,5 тысяч зрителей. Да, его поддержали Министерство культуры РФ и комитет по культуре Санкт-Петербурга, принял Александринский театр, уважили ведущие театры. Вроде бы жить да радоваться и надеяться на здравый смысл, подсказывающий, что большой балетный фестиваль отдает в мир гораздо больше, чем получает. И что мощная культурная институция с хорошей родословной нуждается в любви и опеке гораздо больше, чем принято думать.