В день приезда высокого гостя на втором этаже железнодорожного вокзала Киева открылся бесплатный туалет в рамках партнерской программы ЮНИСЕФ, и соседство в ленте этой позитивной новости с отчетом о прибытии Блинкена стало поводом для шуток с ехидными подтекстами. Тем серьезней поводы, по которым Блинкену срочно понадобилось высадиться в Киеве.
Естественно, в первую очередь его, как и Зеленского, беспокоит создание санитарного кордона на границе с Белгородской областью, начатое российской армией. И конечно, Блинкен даже через океан мог почувствовать плохо скрываемую истерику в недавних сетованиях Зеленского о том, что западного оружия у ВСУ все равно мало, и приходит оно с опозданием. "Послать четкий сигнал", то есть успокоить туземного гетмана, главе Госдепа, кажется, удалось - на открытой части встречи тот лишь скромно попросил парочку "Патриотов" для Харькова. Но проблема ведь еще и в том, что за три дня активных действий российской армии в ставке Зеленского все успели переругаться: начальник ГУР Буданов опосредованно возложил вину на подчиненных президенту чиновников, ранее с помпой отчитавшихся об отсутствующих в реальности линиях обороны. В свою очередь главком ВСУ Сырский, якобы, предъявил претензии разведке, из-за которой ВСУ оказались не готовы к обороне. Прекратить разброд и шатания по телефону Блинкен тоже не мог, пришлось укреплять моральный дух лично.
Но визит рассчитан на два дня, и тревожных тем для обсуждения с киевским бомондом в действительности намного больше. Например, нужно обсудить подготовку так называемого "саммита мира" в Швейцарии, подрядчиком которого со стороны Вашингтона выступает Блинкен. У него в ходе недавнего визита не получилось привлечь на мероприятие Китай, и украинская дипломатия свою часть работы явственно проваливает - страны Азии, Африки и Латинской Америки за редкими исключениями не горят желанием выступать в малопочтенной роли массовки для Зеленского. Легитимность которого к началу "саммита", к тому же, будет под огромным знаком вопроса.
Вероятно, зайдет речь и об украинских долгах, досрочного погашения которых требует консорциум уважаемых западных кредиторов. Зеленский, напомним, сам позвал Вашингтон в качестве арбитра, шантажируя спонсоров полноценным дефолтом. И здесь для вразумления много возомнившей о себе марионетки Блинкену должна пригодиться папка с результатами полугодового аудита использования многих миллиардов американской помощи украинскими контрагентами, который провела специальный представитель президента США Пенни Прицкер. Документ этот не для обнародования, но есть предположения, что в нем описаны такие составы преступления, которые по американским законам гарантируют украинским чиновникам отнюдь не счастливую старость.
Блинкену придется обсудить и кадровые вопросы, коль скоро главный украинский "кадровик" Виктория Нуланд отошла от этого хлопотного занятия. Намерение Зеленского в ближайшую неделю сделать главу своего офиса Андрея Ермака премьер-министром не совпадает с планами Вашингтона, который хочет видеть на этой должности посла Украины в США Оксану Маркарову.
К слову, сам Ермак в последние дни ведет себя едва ли не как глава государства: большая часть новостей на официальном сайте Зеленского посвящена уже не ему. То Ермак разговаривает с солистом рок-группы U2 , то проводит встречу с незаметно приехавшим в Киев Александром Соросом, вот его разговор со старшим директором по европейским делам Совета национальной безопасности США Майклом Карпентером, а вот с парламентской делегацией британских лейбористов. Такая активность не может не вызывать вопросы у Блинкена.
Есть рассогласование и по персональному составу будущего и нынешнего кабинета министров. К примеру, недавняя максимально неуважительная отставка вице-премьера Александра Кубракова, введенного в украинскую власть непосредственно из посольства США, была воспринята там как самоуправство.
Иными словами, поговорить Блинкену в Киеве будет о чем, и сам факт его визита в Киев - четвертого с начала СВО - свидетельствует о лавине проблем в американо-украинских отношениях. Не дать ей сорваться до дня президентских выборов в США, собственно, единственная цель его приезда.