Сразу стоит отметить, что при определении критериев мы наблюдаем столкновение интересов нескольких субъектов. Интерес государственного заказчика состоит в том, чтобы получить надежного поставщика (исполнителя), знающего предмет, который сделает все вовремя и без нареканий. Если установить только ценовой критерий и не учитывать опыт или учитывать, но с малой значимостью, то велика вероятность срыва исполнения контракта. Поэтому заказчику очень хотелось бы снизить значимость ценового критерия и увеличить значение критерия "опыт".
Интерес государства - развивать конкуренцию, способствовать созданию новых технологий, стимулировать российское производство, чтобы не зависеть от импорта, поддерживать малый бизнес. И если для оценки конкурсных заявок устанавливать высокую значимость предыдущего опыта, то на рынок не смогут выйти новые игроки. Соответственно снижается конкуренция, увеличиваются закупочные цены.
Еще есть интересы самих поставщиков, причем у опытных и у начинающих они различаются. Конечно, в равной степени соблюсти интересы всех сторон не получается. И при проведении госзакупок последнее слово остается за государством. Оно установило настолько четкие критерии, что в контрактной системе закупочная процедура называется не выбором, а определением поставщика.
Используемые критерии можно разделить на две группы. Первая - критерии допуска. По ним поставщик в результате рассмотрения заявок или допускается к конкурсу, или нет. Вторая категория - критерии оценки. Результат оценки заявок - начисление баллов и определение победителя.
Первая группа критериев для участников закупки (поставщиков) устанавливается государством. Единые требования к участникам перечислены в законе о контрактной системе: у поставщика не должно быть значительного долга перед бюджетом, он не должен быть иностранным агентом, у него не должно быть родственников среди руководства и контрактной службы заказчика - всего 11 пунктов.
При проведении аукционов и запросов котировок устанавливаются критерии допуска (отбора) - единые и дополнительные требования к участникам, и единственным оценочным критерием является предложенная поставщиком цена.
При проведении конкурса проводится следующий этап - это определение самого достойного среди тех, кто прошел отбор. При этом любой отдельный критерий оценки не является обязательным условием участия в конкурсе и не предрешает исхода закупки - участник может получить ноль баллов по одному критерию, но выиграть закупку по сумме баллов по остальным.
На этом этапе государство ограничивает заказчика, во-первых, в праве проведения конкурса (во многих случаях возможен только аукцион), а, во-вторых, в праве установления оценочных критериев - можно использовать только те и в том порядке, который определен положением об оценке заявок.
Заказчики могут использовать четыре критерия: цена (в большинстве случаев его применять обязательно), расходы (используется редко), характеристики объекта закупки (есть ограничения, например, нельзя применять при проведении строительства, текущего ремонта), квалификация (опыт, наличие кадров - самый объективный неценовой критерий).
Правительством установлены предельные величины значимости критериев в зависимости от объекта закупки. Значимость ценового предложения заказчику разрешено увеличить (в отношении цены установлена минимальная значимость), а остальных критериев - только уменьшить (установлена максимальная значимость). Тем не менее при проведении конкурсов есть определенная степень свободы заказчика - он сам определяет, какие именно критерии из допустимых использовать, самостоятельно устанавливает в разрешенных пределах значимость каждого критерия.
Многие заказчики считают, что имеющихся четырех критериев недостаточно. Такие критерии, как срок поставки, статус участника закупки (например, является производителем), могут быть полезными при определении победителя конкурса. Не исключено, что перечень критериев со временем будет расширен, ведь нормативное регулирование госзакупок не просто не стоит на месте, а изменяется с высокой скоростью.
Принцип обеспечения конкуренции предполагает предъявление равных требований и критериев оценки ко всем участникам закупки. Если при обжаловании закупки будет выявлено, что применяемые заказчиком критерии направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции, закупку остановят и заказчику предпишут изменить критерии. Недаром контрольный орган при госзакупках - это Федеральная антимонопольная служба.