По окончании учебного года спектакль "Это Я?", в котором заняты все 38 девочек старшей группы, показали на большой сцене театра "Нур". В зале сидели родители и близкие юных актеров. Подростки держались уверенно, и можно было только догадываться, что творилось у них в душе. Ведь пьеса, по которой поставлен спектакль, - это, по сути, их исповедь, откровенный рассказ о чувствах и эмоциях, вызванных разными житейскими ситуациями, об отношении к поступкам взрослых и сверстников, о познании себя, наконец.
Как призналась мама одной из участниц, народная артистка Республики Башкортостан Резеда Зарипова, когда на тебя смотрят не чужие люди, а свои, родные, с волнением трудно справиться даже профессионалам.
- Накануне у меня был бенефис, я выходила на сцену, зная, что в зале мои родные. Это был такой всплеск адреналина! - вспоминала она. - Когда моя дочь, которая растет в нашем театре, решила заниматься в студии, я удивлялась: зачем ей это надо? Но потом подумала: театр никогда не испортит ребенка. Он учит только лучшему, светлому и доброму. Я специально в течение года не приходила на занятия, чтобы увидеть только результат. Он меня поразил. За год девочки сделали столько, сколько делают профессиональные актеры. Огромное спасибо педагогам и родителям за их труд и терпение, пусть дети и дальше занимаются, выступают на фестивалях и учат нас тому, что мы еще не знаем в этой жизни.
"Это Я?" - документальный спектакль в технике вербатим. Он основан на рассказах самих студийцев. В нем нет ни одного выдуманного слова или ситуации. Режиссер спектакля, педагог старшей группы, она же актриса Уфимского ТЮЗа Виктория Емелева предложила, а девочки охотно подхватили идею поделиться тем, что их волнует, тревожит и пугает, каким они видят свое будущее.
В этой пьесе все действующие лица - главные герои. И хотя все истории и воспоминания очень личные, благодаря тому, что их рассказывают разные актеры, они становятся отражением мироощущения современного подростка, чувствительного, ранимого, мучимого миллионом вопросов, сомнениями и ищущего ориентир в жизни.
Спектакль "Это Я?" получился динамичным благодаря режиссерским приемам и находкам, музыкальному и световому оформлению.
То, что он стал откровением для взрослых, которые явно узнавали показанные ситуации и самих себя, стало ясно на обсуждении, которым завершился показ. Отторжения он не вызвал. Напротив, те, кто решился высказаться, благодарили и говорили, что многое для себя поняли. Темы подняты по-настоящему важные, а родителям полезно посмотреть на себя глазами детей.
- Школа-студия существует седьмой год, и в самом начале она создавалась как домашний театр, почти по Чехову, потому что культура, любовь к искусству начинаются тогда, когда дома с родителями дети читают, обсуждают, проявляют интерес ко всему, что связано с литературой, театром. С первых дней родители активно включились в процесс, приходили на занятия, участвовали в интерактивах, - рассказала руководитель студии актриса театра "Нур" Ленария Хажиева.
В течение учебного года дети по четыре часа в неделю под руководством профессионалов изучают актерское мастерство, технику речи, вокал и хореографию. В студии три группы - младшая, средняя и старшая, где занимаются с 12-летнего возраста. Сегодня в ней 38 девочек и ни одного мальчика.
В двух группах занимаются также 10 детей с ОВЗ - с синдромом Дауна, расстройством аутистического спектра, сахарным диабетом. По оценке педагогов, они совершенно не чувствуют себя ущербными, потрясающе справляются с заданиями, им все нравится. Общаясь с обычными детьми, такие ребятишки прогрессируют в своем развитии. Этому, конечно, способствует сама обстановка - как в большой и любящей семье.
- Мы все классно уживаемся, девочки помогают друг другу, относятся с пониманием. Инклюзия важна не столько для детей с особенностями, потому что им и так хорошо, сколько для нормотипичных людей. Они начинают понимать, что не одни на этой планете, нужно уметь взаимодействовать со всеми, - рассказала Виктория Емелева, которая растит дочь с особенностями развития.
По ее наблюдениям, занятия в студии действуют на подростков как стимулятор роста.
- Театральное искусство - мощный инструмент, чтобы говорить, нести мысль. Мы делимся тем, что нам важно, что трогает. Учимся тому, что каждый из них важен и имеет право говорить. Я беру интервью, и они такое выдают, что я понимаю: их детство как будто закончилось в 15 лет, - резюмирует Виктория Емелева. - У них другое мироощущение, обостренное чувство справедливости. Они безошибочно чувствуют фальшь и говорят об этом. Это не очень безопасно во взрослой жизни, но очень ценно.
Школой-студией уже семь лет руководит Ленария Хажиева. Она не только профессиональная актриса, но и опытный педагог: во время учебы в ГИТИСе работала в театральной студии на Рублевке, а затем - в студиях "Хахачу" и "Оперение" Константина Хабенского в Уфе.
- Константин Юрьевич учил нас не делать из детей актеров. Он всегда был против театральщины, костюмов, ярких спектаклей. Главное - увидеть в каждом ребенке человека, раскрепостить, чтобы он проявился и смог сказать: "Это я!" - именно со сцены, - поделилась Ленария. - Мы за то, чтобы на сцене был человек. Обсуждаем это с родителями, которые приходят на открытые уроки по каждой дисциплине. Они смотрят, как занимаются их дети, и затем уже на основе упражнений, которые они видят, у нас создается или перфоманс, или целостный спектакль. Рождаются образы. Готового сценария нет, все происходит здесь и сейчас. Тему выбирают дети. В прошлом году мы сделали "квартирник" с участием старшей группы "И вновь о любви" и показали его в театре по Пушкинской карте. Читали стихи Бродского, Есенина, Бориса Рыжего, пели песни Цоя. Это свободный формат, свободный микрофон. Также ставили "Фабрику слов" и во время спектакля спрашивали у детей, что им интересно, и какие-то моменты меняли. Современная молодежь открыта диалогу и хочет быть непосредственным участником процесса, который происходит на сцене, где стирается пространство между зрителем и актером. Мы не варимся в собственном соку. В старшей группе, например, ставили спектакли вместе с артистами театра "Нур" - "Золотой ключик", "Питер Пэн". Тогда на сцене было сто человек.
За семь лет через студию прошло около 900 детей. И хотя нет цели сделать из них профессиональных артистов, некоторые выпускники идут в театральные вузы. Так, Антон Дваладзе поступил в Институт сценических искусств в Санкт-Петербурге. Приезжая в Уфу, он обязательно заходит в студию. Однажды даже участвовал в спектакле. Тимур Кононов поступил в Школу кино и медиа киностудии имени Горького в Москве, Амалия Шарипова и Ринат Имаев - в Уфимский институт искусств. Ринат - один из лучших студентов, будучи на втором курсе, работает на сцене учебного театра в дипломном спектакле четверокурсников.
Из нынешнего состава старшей группы об актерском будущем мечтает 21-летняя Карина Арсланова, солнечная девушка с синдромом Дауна. Она занимается в студии три года, танцует и поет с невероятным удовольствием, без страха выходит на сцену - ее даже отметили на одном из фестивалей.
17-летняя Алена Карпова готовится этим летом поступать в театральный. Говорит, что благодаря занятиям в студии стала более раскрепощенной, уверенной в себе.
- Когда я сюда прихожу, у меня поднимается настроение. Здесь много добрых людей, приятная атмосфера. Я верю, что все мы можем друг другу сопереживать, помогать. Понимаем, что мы все в одной лодке, что мы одна группа, у нас есть работа, которую и выполняем. Виктория Дмитриевна создает атмосферу любви, в которой мы просто не можем вести себя иначе, - говорит Алена.
В тему
"Это Я?" - вторая пьеса Виктории Емелевой в технике вербатим. По ее первой документальной пьесе "РАС-сказы" про родителей детей с расстройством аутистического спектра поставлен спектакль в Башкирском драмтеатре.