Притом что все чаще идет речь о переходе к шестому технологическому укладу, в России доминирующим до сих пор является четвертый. Согласно аналитической записке департамента исследований и прогнозирования Банка России, каждое второе предприятие из 514 принявших участие в опросе работало в 2023 году на пределе своих производственных возможностей. При этом у 70 процентов компаний доля современных машин и оборудования не превышала 50 процентов. То есть высокий уровень морального и физического износа основных фондов становится угрозой и для технологической независимости страны.
Решение этой проблемы упирается главным образом в инвестиции, и государство обеспечивает поддержку вложений в технологичные проекты и на федеральном уровне, и в регионах. Как рассказал генеральный директор Фонда технологического развития промышленности Свердловской области Александр Казаков, на Среднем Урале перспективы для дальнейшего развития уже получили около 90 проектов, их финансирование составило 30 миллиардов рублей.
Конечно, далеко не все они высокотехнологичные, чаще это как раз примеры обычного импортозамещения. Скажем, в Реже благодаря льготному кредиту ФРП недавно начали выпускать брендированную клейкую ленту. Вроде бы немудреная продукция, но ее ждут в Казахстане, Белоруссии и в 1500 российских фирмах. К слову, это уже третий инвестпроект компании за последнее время.
В целом же инвестиции в основной капитал в Свердловской области в 2023 году составили 720 миллиардов рублей - в сопоставимых ценах это на 25,7 процента больше, чем годом ранее. По словам замминистра промышленности и науки Свердловской области Игоря Зеленкина, объем отгруженной продукции в прошлом году превысил четыре триллиона рублей, и этот показатель позволяет региону удерживаться в числе лидеров. Индекс промышленного производства составил 109 процентов. Отметим, что в 150 стран мира поставляется примерно четверть уральской продукции, и это как раз в основном несырьевой экспорт, то есть речь именно о том секторе, который и запускает в серию новые технологии.
- Уральским компаниям приходится конкурировать с аналогичными фирмами разных стран, поэтому вопрос применения передовых технологий крайне важно решать как можно скорее, - подчеркивает Зеленкин. - Меры поддержки самые разные: от прямых грантов, субсидий до привлечения частных инвестиций, когда государство готово выступать соинвестором.
Наиболее заметно - на 28 процентов - в прошлом году выросли объемы производства обрабатывающей промышленности в Екатеринбурге (в среднем по области показатели ниже - 16-18 процентов). Такие данные привела начальник отдела промышленной политики и развития предпринимательства администрации областного центра Татьяна Булаева. По ее словам, в городе даже наблюдается нехватка площадей под размещение новых производств: бизнес заявил о потребности в участках площадью 50 гектаров. В этом году местные власти обещают на 40 процентов увеличить поддержку МСП.
Важнейшее условие развития высокотехнологичных производств - тесное взаимодействие бизнеса с наукой, кооперация предприятий и формирование в итоге промышленных экосистем. Однако на территории Свердловской области зарегистрирован всего один промышленный кластер, соответствующий требованиям минпромторга. Тогда как в Челябинской области таких объединений семь, в том числе межрегиональные. Во многом это объясняется тем, что на Южном Урале приняты специальные региональные меры поддержки промышленных кластеров.
Как считает заместитель директора Института экономики УрО РАН Виктория Акбердина, важную роль в достижении техсуверенитета играет наличие в регионе собственного научного потенциала. Свердловская область занимает второе место среди регионов Большого Урала по доле используемых передовых производственных технологий, созданных непосредственно здесь, хотя и уступает Пермскому краю (46,3 и 64,7 процента соответственно). При этом свердловская промышленность за последние годы значительно омолодила их портфель: практически каждая третья используемая производственная технология не старше трех лет.
Как еще помочь индустрии региона с переходом на новый уровень развития? По мнению Акбердиной, помимо промышленных кластеров, имеющих возможность получать существенную господдержку, существует такой инструмент, как комплексные научно-технические проекты полного инновационного цикла. Это хороший механизм, вот только длительные процедуры создания, согласования и регистрации тормозят процесс. В результате сейчас в России реализуется всего четыре таких проекта. К слову, один из них как раз в Свердловской области - это пилотное производство отечественных белковых компонентов, основы сухих молочных продуктов для питания младенцев.
Между тем ученый подчеркивает: размещение на территории региона новых импортозамещающих производств - это еще не гарантия их коммерческой успешности. Беда в том, что вопросами анализа и формирования рынков сбыта новой продукции никто не занимается. Инвесторы готовы вложиться в строительство новых заводов, но с перспективой полной загрузки мощностей, а этого никто не гарантирует. По мнению Виктории Акбердиной, на данном этапе федеральный центр должен взять на себя оценку потенциальной емкости внутреннего рынка импортозамещающей продукции, иначе в какой-то момент возникнет переизбыток продукции.