Поделиться

Сбывать урожай челябинским фермерам помогут агроагрегаторы

В этом сезоне на Южном Урале появятся региональные агроагрегаторы - центры-посредники между производителями сельхозпродукции и торговлей. Создать их планируется в помощь фермерам, чтобы те смогли выгодно реализовать выращенные овощи и картофель.

Замначальника управления растениеводства регионального минсельхоза Виктория Топтунова отмечает: поддержка овощеводов в последнее время увеличивалась, с 2023 года началось финансирование отрасли по федеральной программе, в 2024-м помощь составит 110 миллионов рублей - в среднем 32 тысячи на гектар посевной площади. Хозяйства получили средства из бюджета на приобретение 500 тонн семян картофеля. Выдаются субсидии на строительство объектов АПК, что позволило с 2019 года запустить и модернизировать картофеле- и овощехранилища на 8 тысяч тонн.

Но остаются сложности с реализацией. Прошлой осенью аграрии Южного Урала собрали большой урожай овощей (43,9 тысячи тонн) и картофеля (131 тысяча), с солидным профицитом обеспечив южноуральцев "вторым хлебом". Однако следствием изобилия стали низкие цены на продукцию. Малым хозяйствам, сетуют крестьяне, приходится отдавать плоды своего труда практически за бесценок - им сложно заключать договоры с сетями. Самостоятельную поставку картофеля, овощей, мяса и молока в магазины часто затрудняют сложная логистика, жесткие требования ретейлеров и другие объективные причины.

Чтобы сделать процесс более предсказуемым, и было решено облегчить путь продукции до прилавка. Участие в этой работе агроагрегаторов должно существенно упростить жизнь не только фермерам. В выигрыше остаются все: магазинам гарантируется нужный объем поставок, а покупателям - возможность приобретать не привозные, а свои, доморощенные овощи.

Чтобы стартовать во всеоружии, представители региона побывали в Липецкой области, где уже запущен подобный проект. Его участниками стали 48 фермеров, девять из которых заключили социальные контракты - выращивают и поставляют на склады компании-агроагрегатора яблоки, зелень, овощи, производят мясные, молочные изделия, полуфабрикаты. Этот опыт оценила новый министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут, отметившая, что за время работы схему взаимодействия удалось отладить, а рынки сбыта расширить. Фермерскую продукцию в Липецке стали закупать и для школьных столовых.

Самостоятельную поставку картофеля, овощей, мяса и молока в магазины часто затрудняют сложная логистика, жесткие требования ретейлеров и другие объективные причины

На Южном Урале, впрочем, тоже полагают, что, заключив долгосрочные договоры с хозяйствами, агроагрегаторы создадут местным фермерам условия для более точного планирования производства.

- Сельскохозяйственная отрасль стабильно обеспечивает южноуральцев продукцией, но задача в промышленном картофелеводстве и овощеводстве остается неизменной - сохранение посевных площадей, увеличение объемов производства. Для обеспечения выгодных продаж прорабатываем вопрос с агроагрегаторами, деятельность которых может быть подкреплена господдержкой. Речь о больших закупочных комплексах с инфраструктурой хранения, которые будут приобретать продукцию у хозяйств, параллельно заключать договоры с торговыми сетями, - делится своим видением перспектив первый замминистра сельского хозяйства Челябинской области Евгений Литвинов.

По его словам, к новому направлению работы сегодня проявляют интерес три организации, которые смогут скупать у фермеров излишки или всю продукцию по долгосрочным договорам и таким образом выступят контрагентами для фермеров и сетей. Сети, в свою очередь, готовы предоставлять агроагрегаторам преференции - упростить вход, предложить льготные условия по объемам и ритму поставок. Одним из кандидатов на роль такого посредника назван агротехпарк из Каслинского района, который планирует создать комплекс, включающий овощехранилище, семенное хранилище, цех по переработке и упаковке продукции.

А как у соседей?

Первый в УрФО агроагрегатор создан в Свердловской области на базе торгового дома сельскохозяйственного потребкооператива. С 2022 года он работал в пилотном режиме, а в начале нынешнего получил официальный статус.