На специальном экскурсионном вагоне, у которого вместо номера - буква "Э", трогаемся от ворот Южного трамвайного депо. Гид Нина Тропина показывает фотографию, датированную 22 июня 1941 года: жители города собрались на Плотинке под "черной тарелкой", чтобы послушать сообщение Молотова о начале войны. На заднем плане символично мелькает трамвай: почти весь автотранспорт скоро мобилизуют на фронт или задействуют в оборонке, а он станет рабочей лошадкой. В вагонах будут перевозить пассажиров, оборудование для эвакуированных предприятий, уголь, хлеб, молоко, почту, дрова. Технический отдел Свердловской городской железной дороги (так называлось тогда трамвайно-троллейбусное хозяйство) подготовил десять проектов грузовых тупиков ко всем заводам, баням и товарному двору железной дороги. В течение месяца проложили пути, и вагоны серии "Х" Мытищинского завода, у которых с торца предусмотрены двери, превратились в "грузовики" на рельсах.
Всего в годы войны было построено 20 трамвайных подъездных путей к промышленным предприятиям и три новые ветки. Так, от Верх-Исетского металлургического завода протянули линию до железнодорожного вокзала, чтобы доставлять прокат и снаряды и грузить прямо в поезда, рассказывает экскурсовод. Обратно везли раненых в госпитали. Их в то время в Свердловске было 49, в основном хирургического профиля. Вы и сегодня можете проехать на трамвае мимо самого большого госпиталя на 1600 коек, который размещался в Доме промышленности на улице Мамина-Сибиряка, 145 или мимо современной гимназии № 9 на проспекте Ленина, где профессор Лидский в 1943 году удалил пулю из сердца красноармейца.
В 1941-1943 годах население города выросло с 494 до 620 тысяч человек. Ветераны вспоминают, что в часы пик в вагон зайти было невозможно, люди иногда ехали на крыше, на сцепках, гроздьями висели в дверях. В депо работали в основном женщины и подростки 13-17 лет, но квалифицированно ремонтировать подвижной состав им было сложно, да и запчастей не хватало, все местные заводы загружены военной продукцией, а трамвайные мастерские занял эвакуированный из Москвы механический завод № 2, который выпускал гильзы для противотанковых снарядов. С конца 1941 года и до начала 1944-го получалось восстановить не более 3-5 единиц транспорта в месяц, холодной зимой 1942-го движение даже пришлось остановить на два дня.
Чтобы справиться с проблемой, трамвайщики построили литейный цех и стали сами отливать тормозные колодки и другие детали. Кроме того, удалось вывезти 60 вагонов из блокадного Ленинграда - с неимоверными трудностями, под бомбежками и артобстрелами. Совершили трудовой подвиг начальник технического отдела предприятия Алексей Попов и ленинградские рабочие и солдаты. Вагоны хоть и были пробиты пулями и осколками, но на ходу.
После ухода мужчин на фронт женщины овладевали их профессиями: кузнеца, газорезчика, электромонтера, путейца. Трудились девчачьи бригады самоотверженно, хоть и падали порой с высоты, и не хватало сил зажать болты провододержателя. В 1944-м стало немного полегче: механический завод съехал на свои площади, коллектив стал пополняться демобилизованными по ранению и выпускниками ремесленных училищ. Количество отремонтированных вагонов увеличилось до 116. Выбракованную рессорную сталь и старые колесные пары брали у железнодорожников, перетачивали и подгоняли под трамваи.
- Знаете, как жители нашего города узнали о Победе? Акт ведь был подписал 8 мая 1945 года вечером по европейскому времени. В эту ночь в трамвайном парке дежурили мастер-ремонтник Щекалев и вагоновожатый Бабошин. Услышав по радио сообщение, они в три часа утра выкатили спецвагон, вывесили на нем алое знамя и поехали с ним по городу: "Люди, просыпайтесь! Победа!" - погружает нас в прошлое гид.
После Великой Отечественной парк трамваев пополнялся в основном продукцией Тушинского завода: такие же модели МТ-82 ходили по Москве, Ленинграду, Перми, а в 1958-м в город прибыли первые чешские "Татры". Более мягкий ход, плавность при разгоне и торможении - они отличались от старичков. Но главное - у них была принципиально иная система управления: вместо тяжелой рукоятки контроллера и шипящего крана в кабине установлены педали, кнопки и выключатели.
- Если в вагоне серии "Х" мы видим огромный контроллер, который надо рукой переключать на передний и задний ход, огромный тормоз в виде колеса, то здесь уже электроника, - поясняет Нина Тропина.
Накануне Великой Отечественной войны в Свердловске действовало 11 трамвайных маршрутов, к 1953 году их стало 14, общая протяженность линий достигла 83 километров. Последнего ветерана серии "Х", где деревянные двери, окна, полы и сиденья, списали в 1972-м. К началу 80-х исчезли с улиц МТВ-82. Основу парка до сих пор составляют "Татры" T-3, завоз которых начался в 1963-м. Познакомиться с ретро-вагонами можно на площадке рядом с Южным трамвайным депо.