16.05.2024 10:17

Европейские компании меняют прописку ради торговли в России

Появится ли в торговых центрах вооруженная охрана, во что будут играть посетители ТЦ и почему европейские компании меняют "прописку", рассказал в интервью "Российской газете" на полях конференции MALLPIC в Сочи президент Союза торговых центров Булат Шакиров.

iStock

После теракта в "Крокусе" в торговых центрах (ТЦ) были усилены меры безопасности, эта тема бурно обсуждалась. Что сейчас?

Булат Шакиров: Вопросы безопасности в ТЦ всегда приоритетны. Напомню, что каждый ТЦ обязан иметь паспорт антитеррористической защищенности. У нас регулярно проверяют этот паспорт и ФСБ, и полиция, и МЧС. Но противостоять вооруженному нападению - все-таки не основная задача ТЦ. Это невозможно сделать.

Мы консультировались с правоохранительными органами, с частными охранными предприятиями. Законом не запрещено ставить вооруженную охрану в ТЦ. Но, во-первых, это совсем другие затраты. Один вооруженный охранник будет обходиться торговому центру в 250-300 тыс. руб. в месяц. Даже если берем 3-4 человека, то это сумма от 1 млн руб. в месяц. Для крупных ТЦ это еще посильная сумма, для маленьких - нет. Эти расходы, естественно, будут перекладываться на стоимость аренды и сказываться на ценах на товары. При этом даже небольшие ТЦ имеют по 5-9 входов, придется ставить на каждый вход по охраннику с автоматом или пистолетом.

Но, во-вторых, это просто неэффективно. Если навстречу выбегает пять человек с автоматами, то один охранник с пистолетом, при всем уважении к нашим доблестным охранникам, ничего не сможет сделать. Мы не армия и не спецподразделения.

Я думаю, основная задача тут - работа правоохранительных органов по предупреждению таких ситуаций. Мы им всячески в этом содействуем и будем содействовать. А главная задача ТЦ - мгновенная эвакуация людей при ЧС - при пожаре, нападении, стихийных бедствиях. Здесь очень жесткие проверки идут.

То есть охранников с автоматами в ТЦ все-таки не появится?

Булат Шакиров: Я общался с профессионалами, они говорят, что наличие людей на входах ни от чего не спасает. Многие крупные ТЦ имеют в своем составе вооруженные группы быстрого реагирования. Их задача - быстро выдвигаться и максимально обеспечивать безопасность людей. Но опять же они не должны победить всех, они должны задержать злоумышленников до момента, когда люди смогут покинуть территорию ТЦ и приедут спецслужбы, которые должны реагировать и в течение 5-6 минут приезжать на любую локацию. Думаю, что будет смешанная система безопасности. Маленькие ТЦ не потянут никакие группы быстрого реагирования, а крупные уже этот вопрос проработали, и во многих такая ГБР есть.

А правила противопожарной безопасности пересматриваются?

Булат Шакиров: По "Крокусу" большое разбирательство идет именно по соблюдению правил пожарной безопасности, потому что, как мы знаем, большая часть людей погибла не от выстрелов, они задохнулись и погибли от результатов горения. Нужно разобраться, какие материалы использовались при отделке. И если бы ТЦ обеспечил быструю эвакуацию людей, то жертв было бы в два раза меньше. Наша позиция очень жесткая в этом плане, уже после Кемерово мы дали всем понять, что нарушать правила пожарной безопасности не стоит.

Посещаемость в ТЦ до сих пор на 20-30% ниже, чем в 2019 году. Есть ли шансы вернуться к прежним показателям?

Булат Шакиров: До теракта очень хорошо росла посещаемость, многие ТЦ вернулись на уровни 2019 года. Но, естественно, после этих событий, как и после пожара в Кемерово, люди стали меньше посещать ТЦ. Я тоже своим детям запрещал ходить в общественные места и ТЦ. Я думаю, мы увидим сильную просадку посещаемости. Она будет восстанавливаться не менее года, потому что психологическая защита в сознании людей всегда очень серьезная. Восстановление будет, но не быстрое.

В российские ТЦ приходят азиатские бренды. Ждем ли кого-то еще и будут ли арендаторы из Европы?

Булат Шакиров: Из Европы мы не ждем никого, и никого нам не надо, если честно. Свято место пусто не бывает. Очень большой поток людей и брендов пошел из Арабских Эмиратов. Некоторые, в том числе европейские компании, даже меняют юридическую "прописку", перерегистрируют свои подразделения в Арабских Эмиратах, чтобы спокойно продолжать работу на территории России. Европейские бренды в большей степени жалеют о потере нашего рынка.

Но главное, что эта ситуация привела к бурному росту российских магазинов и российских производителей. Расширяют и открывают новые магазины отечественные производители. Появилось большое количество универмагов российских дизайнеров.

И, конечно, турецкие бренды очень сильно захватили освободившуюся нишу. Они и так присутствовали на рынке, но теперь они еще более активно развиваются и захватывают пустующие помещения, оставшиеся от европейских брендов. Российские ТЦ уже практически полностью сдали все пустующие помещения и по заполняемости практически вернулись на уровень доковидного 2019 года.

А посетителей интересуют российские бренды?

Булат Шакиров: Посетители не только идут в эти магазины, но и отмечают, что качество и дизайн намного интереснее. Россия мощно рванула вперед по дизайну, дизайнеры очень круто работают с тканями, с коллекциями. Некоторые наши бренды сейчас даже вышли на рынок Дубая.

Огромные площади IKEA, Декатлона тоже уже заняты?

Булат Шакиров: В Декатлон зашел большой игрок "Деспорт". Идет бурное развитие универмагов "Стокман", сейчас это на 100% российская компания, работает как с иностранными брендами, так и с российскими дизайнерами. Нельзя сказать, что нашлась очевидная замена компании IKEA. Но идет очень мощное взаимопроникновение онлайн- и офлайн-торговли, развитие маркетплейсов. Если сейчас придете в любой крупный ТЦ - пустых мест там практически не осталось.

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Торговых центров сейчас строится намного меньше, чем несколько лет назад. Рынок насытился торговыми площадями?

Булат Шакиров: Я бы так не сказал. Давайте не забывать, что сейчас высокая ключевая ставка. Окупаемость ТЦ уходит за 15-20 лет, это тяжелый бизнес. По нему сильно ударил ковид, когда ТЦ были закрыты, и это послужило толчком к развитию онлайн-торговли.

Я думаю, что мы не увидим большого количества новых объектов, но увидим новые ТЦ районного масштаба, которые рассчитаны на людей в ближайшей зоне обитания. Наверное, мы не увидим гигантских проектов - все гигантские проекты в большей степени уже построены. Но мы увидим многофункциональные комплексы. Ритейл все больше уходит в онлайн, и ТЦ будут меняться - будет много ресторанов, развлечений, вещей для детей - и торговля. Это общемировой тренд, он шел и до ковида.

ТЦ, построенные в "нулевых", уже устарели? Как сделать их современными?

Булат Шакиров: Думаю, что 10% ТЦ будут снесены. Это, в первую очередь, касается старых зданий, которые не строились как ТЦ, а были переделаны из заводских цехов, складов и пр. На их месте будут появляться жилые дома или многофункциональные комплексы. Новые, профессионально построенные ТЦ, скорее всего, будут появляться в результате комплексного развития территорий - когда идет одновременно строительство и жилья, и бизнес-центра, и коммерческих помещений.

Традиция ехать в выходные в пригородный гипермаркет, чтобы закупиться продуктами на неделю, ушла в прошлое. Многое решается онлайн-торговлей. Эти ТЦ тоже исчезнут?

Булат Шакиров: Эти центры могут уйти в сторону развлечений, досуга, проведения времени. Что мотивирует вас с семьей туда приехать? Большой детский центр, большой развлекательный комплекс, сейчас идет волна строительства термальных комплексов, с бассейнами, банями, водопадами, различными водными процедурами, куда приезжают на целый день всей семьей. Из нового - недавно ко мне пришли ребята, которые хотят в каждом ТЦ открыть площадки для сквоша (своего рода модификация большого тенниса).

Часть ТЦ, как я уже говорил, будет снесена, на их месте появится современное жилье и многофункциональные комплексы.

Будет ли развиваться социальная составляющая в ТЦ? В некоторых открываются центры госуслуг, появляются помещения для занятий пенсионеров.

Булат Шакиров: Конечно. В нескольких столичных ТЦ есть площадки, где проводят занятия с пенсионерами по программе "Московское долголетие". Количество пенсионеров растет. ТЦ становятся центрами проведения времени, досуга, отдыха, а не только торговли.

Для ТЦ это выгодно? Арендные ставки для социальных объектов, наверняка, меньше.

Булат Шакиров: Безусловно, это не так выгодно, как большое количество fashion-магазинов, ювелирки, техники и всего остального. Но у ТЦ нет выбора. Время меняется, онлайн-торговля наступает. Если центры хотят выделиться и остаться популярными - им надо разрабатывать новые формы развлечения посетителей и покупателей. Да, это будет влиять на доходную часть, окупаемость будет увеличиваться. Но те времена, когда мы просто были большими барахолками, я думаю, окончательно прошли, сейчас все будет развиваться качественно.