16.05.2024 03:59
    Поделиться

    Поделись продукцией своей

    Хабаровский край нарастил долю несырьевого экспорта
    По итогам прошлого года при содействии Центра поддержки экспорта (ЦПЭ) Хабаровского края 39 компаний заключили 68 экспортных контрактов, по которым фактически отгрузили продукции на сумму 7,4 миллиона долларов США. Доля несырьевого неэнергетического экспорта в общем экспорте края составила 70 процентов, что на 8,5 процентных пункта превышает показатели 2022-го.
    Иностранных потребителей надеются удивить вареньем с дальневосточным вкусом
    Иностранных потребителей надеются удивить вареньем с дальневосточным вкусом / Ирина Троценко/РГ

    Не рыбой единой

    Предприниматели региона активно осваивают зарубежные рынки - иностранцы охотно покупают товар местных производителей. Сейчас в пятерке ключевых партнеров - Китай, Республика Корея, Казахстан, Филиппины и Турция. В целом экспорт из региона идет в 32 страны. Среди них страны Северо- и Юго-Восточной Азии, Республика Беларусь и другие. Выйти на зарубежный рынок местным компаниям помогает краевой Центр поддержки экспорта.

    - В 2023 году десять компаний получили услугу "Поиск партнера", четыре уже заключили договоры, шесть еще продолжают переговоры, - рассказал директор Центра поддержки экспорта Хабаровского края Михаил Сергиенко. - Президент в Послании Федеральному Собранию поставил задачу по наращиванию экспорта продукции агропромышленного комплекса в 1,5 раза, и наш регион эту задачу выполняет. Допандемийный уровень мы превысили, и интерес к товару местных поставщиков растет с каждым годом.

    По данным статистики, это уже не только мороженая рыба, соя, крабы, которые всегда пользовались спросом на иностранном рынке, но и продукция глубокой переработки. В последнее время увеличивается доля рыбного фарша и филе, набирают популярность безалкогольные напитки, соки, представлена такая продукция, как печенье, кондитерские изделия, мороженое и пищевые добавки на основе морепродуктов и водорослей.

    В рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт" малый и средний бизнес может рассчитывать на поддержку ЦПЭ. Всего более двадцати видов помощи: от предоставления переводчика и поиска партнера за рубежом до регистрации товарного знака и участия в международных выставках. Главное, чтобы товар успел себя зарекомендовать на российском рынке и был защищен от копирования на внешних. Последнее очень важно - без свидетельства о регистрации товарного знака продукцию могут легко воспроизвести заграничные умельцы.

    От склада до прилавка

    Предпринимателя в ЦПЭ готовы сопровождать на всех этапах экспортного цикла. Претендовать на выход за границу могут и самозанятые - им тоже окажут помощь, но с оговоркой, что они оформятся как юридические лица.

    Сегодня один из самых востребованных видов поддержки - компенсация логистических расходов. ЦПЭ берет на себя 80 процентов затрат по перевозке экспортной продукции по территории РФ - от склада до границы. Часть услуг предоставляется бесплатно: например, предприниматель не вкладывает средства в поиск компании-партнера за рубежом, его подбирают бесплатно.

    - Еще пять лет назад чаще всего мы говорили об экспорте продукции лесопромышленного и рыбохозяйственного комплексов, товаров топливно-энергетической группы. Пандемия оказала колоссальный эффект на формирование новых трендов в международной торговле: продвижение "правильного питания" и экологически чистых продуктов, активное использование каналов электронной торговли. Центр поддержки экспорта Хабаровского края активно встроился в эти тренды и в 2023 году добился первых результатов, - рассказал директор ЦПЭ.

    В Хабаровском крае иностранцев привлекают эндемики - дикоросы и ягода считаются экологически чистой продукцией. Очень ценят добавку Омега-3 на основе тюленьего жира, сироп и капсулы из ламинарии, с удовольствием приобретают рыбную продукцию.

    Распробовали варенье

    Реально ли покорить зарубежный рынок, производя продовольствие? Этот вопрос предприниматели задать специалистам ЦПЭ часто.

    - Не надо являться монополистом, достаточно, чтобы ваш товар просто был качественным, - уверен директор ЦПЭ. - Мы помогли двум хабаровским компаниям представить иностранным потребителям свою продукцию - кофе с дальневосточными ягодами и джемы с эндемиками.

    Фирма "Густо family" - одна из тех, кому в ЦПЭ помогли шагнуть за рубеж. После трех месяцев переговоров товаром хабаровской компании заинтересовался крупный дистрибьютор из Казахстана.

    - В ЦПЭ нам нашли потенциальных покупателей, помогли с организацией переговоров, и мы заключили договор с казахстанским партнером. Затем отправили первую партию в Беларусь, - говорит директор компании Дарья Лиманова. - Хотим привлечь иностранцев новой линейкой из дальневосточных ягод. Почти год мы ее создавали, отрабатывали вкусы, собрали лучшее, что может дать наша земля. Это варенья из девяти видов ягод, которые растут в том числе на Дальнем Востоке: ирга, лимонник, брусника, сахалинская красника. Надеемся, что и за рубежом смогут попробовать и оценить силу и энергию нашей тайги.

    В месяц компания варит более 2,5 тонны варенья и джема. Пока доля экспорта составляет лишь 10 процентов, но в планах выйти на 50 процентов, чтобы и местных клиентов не обидеть, и зарубежных накормить сполна.

    - Мы занимаемся обжаркой кофе и поставляем его в торговые сети Хабаровска, работаем по всему Дальнему Востоку: Сахалин, Амурская область, Приморский край, - объясняет руководитель компании Алексей Заяц. - Ферментируем кофе с ягодами, делаем концентраты, потом обжариваем и получается напиток с ароматами ягод Дальнего Востока. В ЦПЭ нам помогли разработать сайт, перевести его на английский. Не понимал, как искать клиентов за границей, но с поддержкой нам это удалось.

    В текущем году товары местных компаний представят в рамках Дней Хабаровского края в Республике Беларусь. Новую продуктовую линейку фирма также презентовала в Монголии - там состоялась бизнес-миссия предприятий края.

    Еще одна задача ЦПЭ - развитие экспорта туристических, образовательных, медицинских услуг и креативных индустрий: анимации, дизайна, моды, IT-сферы. Так, уже презентовали туры по региону туристам Китая на международной выставке.