17.05.2024 03:00
Поделиться

Юрист Хаминский: Закон о маркетплейсах должен поставить заслон подделкам известных брендов

Минэкономразвития и Минцифры разрабатывают новый законопроект о регулировании работы маркетплейсов.

"Вопросы правового регулирования деятельности маркетплейсов назрели уже достаточно давно. Только за период с 2020 года объем интернет-торговли вырос в три раза, и текущая нормативная база уже не соответствует сложившимся отношениям в данной сфере", - пояснил "Российской газете" руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области, юрист Александр Хаминский. Он отметил, что готовящийся законопроект, по всей видимости, планируется достаточно объемным и направленным на всеобъемлющее регулирование деятельности агрегаторов интернет-торговли.

В нем будут подробно описаны термины и определения, урегулированы отношения между маркетплейсами и продавцами, маркетплейсами и пунктами выдачи заказов, маркетплейсами и покупателями и т.д.

"Однако помимо общих вопросов, которые должны быть урегулированы новым законом, существуют проблемы, связанные с недобросовестностью участников рынка и нарушением ими закона в угоду сиюминутной прибыли.Так, на сегодняшний день маркетплейсы являются крупнейшими площадками, через которые реализуются контрафактные и фальсифицированные товары, выдаваемые за продукцию известных мировых брендов.Контроль за происхождением товаров маркетплейсами практически не ведется, а если и ведется, то носит крайне формальный характер.Зачастую продажу таких товаров осуществляются фирмы-однодневки, которые прекращают свою деятельность после реализации значительных партий фальсификата", - отмечает Хаминский.

Производной от этой проблемы является уклонение значительной массы продавцов от уплаты налогов. Механизм дистанционной регистрации юридического лица, а затем и дистанционного подключения к маркетплейсам порождает возможность практически бесконтрольного оборота денежных средств, получаемых компаниями "техничками" от реализации товаров физическим лицам, уверен юрист. "Кроме того, в данной сфере правоотношений широко используется схема "дробления бизнеса" с тем, чтобы иметь возможность использовать упрощенную систему налогообложения.

При этом, по данным Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ), только в 2023 году объём интернет-торговли в России увеличился на 27,5% и составил 6,4 трлн. руб. Таким образом, в результате недобросовестного поведения продавцов маркетплейсов, бюджет недополучает колоссальные средства в виде неуплаченных налогов", - добавляет Хаминский.