В пресс-релизе фильм определен как fable - то есть сказка, басня, действие которой происходит в воображаемой современной Америке. Город Нью-Рим должен измениться, что вызывает конфликт между Сезаром Катилиной (Адам Драйвер), гениальным художником, стремящимся прыгнуть в утопическое, идеалистическое будущее, и его оппонентом, консервативным мэром Франклином Цицероном (Джанкарло Эспозито).
Однако назвать эту 138-минутную ленту просто "басней" - значит сильно недооценить представление автора проекта об искусстве, жизни и творческом наследии, - считает автор журнала о шоу-бизнесе Variety: "Безрассудно амбициозная огромная эпопея, в которой вечные темы человечества - жадность, коррупция, лояльность и власть - грозят заглушить мотивы личного кризиса".
"Мегалополис" - не столько научно-фантастический фильм, как некоторые сообщают, сколько бесполый "Калигула", перенесенный в Новый Рим, - настаивает Variety. - Этот элегантный город в стиле неонуар/неоклассицизм выглядит как современный Манхэттен, хотя мужчины там носят стрижку под горшок, а женщины - прозрачные мантии. По сюжету гениальный архитектор Сезар Катилина (Адам Драйвер) задумал тотальную реконструкцию города, превращение Нью-Йорка в Нью-Рим. Ему противостоит мэр Франклин Цицерон (Эспозито). Есть также Джон Войт в роли олигарха Гамильтона Красса III и Плаза (актриса Обри Плаза - прим. "РГ") в роли телеведущей. Чтобы обострить конфликт, Коппола вводит в сюжет взрослую дочь Франклина Джулию (Натали Эммануэль)".
Автор статьи недоумевает, зачем нужно было делать "Мегалополис" в таком масштабе. Для пресс-показа перед премьерой в Каннах Коппола настоял, чтобы его показали на единственном в городе экране Imax. Но большая часть фильма снята крупным планом, поэтому он прекрасно воспроизводится даже на мониторах iPhone. Актерский состав фильма журнал считает первоклассным, хотя игру ветеранов Копполы Лоуренса Фишберна и Джанкарло Эспозито называет "странно мультяшной". Да и в целом такую историю, по словам рецензента издания, лучше было бы рассказать в анимационном кино - можно было бы избежать откровенной манерности и тяжеловесности, более убедительно воспроизвести этот сплав современного Нью-Йорка, древнего Рима и лесов Пандоры.
Критик отмечает, что многое в идеологии фильма "выглядит замороженным во времени", и то, что до трагедии 2001 года могло показаться провидческим, теперь кажется раздражающе не соответствующим сегодняшним проблемам.
Журнал Deadline хвалит фильм, назвав его "безумным современным шедевром, заново изобретающим возможности кино, работой мастера-художника, который воспринял Imax так же, как Караваджо - холст. Это настоящий современный шедевр, возмущающий своей откровенной дерзостью. Он разрушает "четвертую стену" между экраном и залом так, что молодые режиссеры о таком могут только мечтать. Коппола нарушает многие правила кинопроизводства, но сохраняет самое важное: картина никогда не бывает скучной, она вдохновит многих художников, хотя и оттолкнет многих зрителей".
Автор Vulture назвал "Мегалополис" "самым сумасшедшим фильмом, который он когда-либо видел: у него своя логика, ритм и язык. Персонажи изъясняются архаичными фразами, смешивая обрывки из Шекспира, Овидия, а в какой-то момент и латынь. Некоторые персонажи говорят рифмами, другие - просто возвышенной прозой".
Indiewire видит в фильме "эпический и совершенно уникальный автопортрет стоимостью 120 миллионов долларов, басню о падении Древнего Рима и призыв спасти нашу цивилизацию от самой себя".
Журнал Rolling Stone назвал фильм "поистине эпическим": "Пока есть люди, которые любят кино и думают о последних 6000 лет человеческой цивилизации, для такого фильма есть аудитория".
Британская Daily Telegraph присвоила "Мегалополису" четыре звезды, заявив: "Последний фильм Копполы похож на "Наследие", скрещенное с "Бэтменом навсегда"… Зато The Guardian поставила фильму только две звезды, заявив уже в заголовке, что долгожданный проект Копполы "оказался мегараздутым и мегаскучным". Ей вторит Vanity Fair: "Может быть, некоторые синеманы увидят ценность в долгожданной эпопее режиссера "Крестного отца", но гораздо большему количеству людей придется чесать затылки". Еще дальше пошел журнал Screen Daily: "Мне больно говорить, что "Мегалополис" Фрэнсиса Форда Копполы - это катастрофа".
Авторитетный критик Питер Брэдшоу из The Guardian пишет: "Вопрос Копполы, сможет ли империя США существовать вечно, может быть, и справедлив, но отдельные искры юмора не смогут спасти его конспирологический триллер от ужасной актерской игры и унылых спецэффектов. Этот амбициозный и искренне задуманный фильм, посвященный его покойной жене Элеоноре, содержит некоторые вспышки воодушевления. Пышная театральность в стиле ар-деко иногда создает интересное зрелище, напоминающее старомодную костюмную постановку Шекспира. И, конечно же, даже неудача Копполы гораздо интереснее, чем функциональные успехи режиссеров меньших габаритов, которые и целятся низко, и почти достигают нижней границы цели. Но для меня это страстный проект без страсти: раздутый, скучный и поразительно поверхностный фильм, полный школьных прощальных истин о будущем человечества. Это одновременно гиперактивный и безжизненный фильм, заполненный ужасной актерской игрой и неинтересными, недорогими на вид визуальными эффектами.