Какой потенциал есть у рынка исламского банкинга в России, кто на нем ключевой потребитель?
Анатолий Аксаков: Главным потребителем продуктов исламского банкинга могут стать верующие мусульмане. Надежной статистики здесь пока нет, но, исходя из оценок экспертов, думаю, что речь идет о 20% от общего числа мусульман. Учитывая, что в России согласно последним официальным данным статистики на 2023 год живут около 25 млн мусульман, та их часть, которая неукоснительно соблюдает каноны ислама составляет примерно 5-7 млн человек.
Они, к примеру, по законам шариата не могут взять традиционную ипотеку. Именно многодетная мусульманская семья, желающая улучшить условия проживания, - и есть главный клиент, заинтересованный в исламской ипотеке.
Какой эффект создает исламский банкинг для российской экономики в целом?
Анатолий Аксаков: Развитие партнерского финансирования в России станет важной предпосылкой для привлечения капитала, в том числе из стран ближневосточного и азиатского региона, а также расширения географии торгового и инвестиционного сотрудничества России. Особенно с учетом антироссийских санкций и экономического поворота на Восток. Развитие партнерского финансирования в России должно простимулировать приток инвестиций из мусульманских стран. По оценкам экспертов, российская экономика, могла бы рассчитывать на 14 млрд долларов исламских инвестиций.
С другой стороны, новые финансовые институты помогают привлечь больше денег от населения. Те, кто по религиозным соображениям держит деньги "под матрасом", начнут выводить средства на рынок, и их можно будет мобилизовать для инвестиций в развитие российской экономики.
Объемы исламского финансирования в России, по предварительным оценкам Сбербанка, в ближайшие три года составят порядка 20 млрд рублей. Другие эксперты полагают, что при комплексном подключении государства, банков и крупных корпораций, можно преодолеть порог в 50 млрд рублей. А в перспективе потенциал рынка исламских финансов в России оценивается в 1 трлн рублей.
По данным анкетирования Банком России компаний, работающих по партнерскому финансированию, общий портфель сделок и операций такого финансирования по размещению средств по итогам 2023 года достиг 1,8 млрд рублей. Это главным образом сделки купли-продажи и операции по внесению вклада в капитал. В свою очередь, общий портфель сделок и операций партнерского финансирования по привлечению средств составил также 1,8 млрд руб. Главным образом это прием вклада в капитал, а на втором месте - договоры займа.
Каковы промежуточные итоги эксперимента по исламскому банкингу в Татарстане, Башкирии, Дагестане и Чечне? Нужна ли уже коррекция законодательства по партнерскому финансированию?
Анатолий Аксаков: С начала эксперимента не прошло еще и девяти месяцев, поэтому пока не планируется внесений каких-либо изменений в законодательство.
При этом в Банк России поступают предложения по совершенствованию регулирования механизмов партнерского финансирования на уровне нормативных актов ЦБ и федерального законодательства от участников рынка, региональных органов государственной власти и иных заинтересованных лиц. Это, например, предложения и запросы по расширению доступа субъектов рынка к эксперименту, налогообложение сделок по партнерскому финансированию, расширение перечня инструментов в нем.
Есть ли у цифровых финансовых активов (ЦФА) потенциал в системе исламского банкинга? Какой?
Анатолий Аксаков: 15 мая IT-компания "Универсальный Блокчейн" выпустила на платформе оператора информационной системы "Мастерчейн" первые в России ЦФА, соответствующие принципам исламского банкинга, в форме цифрового сукука.
Сукук - это особые финансовые инструменты, используемые в исламском банкинге. Они похожи на облигации. Но в отличие от них сукук не является заемными средствами, а представляет собой долю в реальном проекте или бизнесе. Кроме того, в отличие от облигаций, где инвестор получает процентный доход, держатель сукука может получать только прямые доходы от операционной деятельности проекта.
Таким образом, этот инструмент предоставляет возможность инвестировать средства в соответствии с принципами шариата, не прибегая к использованию процентов.
Этот пилотный выпуск является тестовым, поэтому объем выпуска небольшой: в обращении всего один ЦФА стоимостью 1 млн рублей. Срок обращения - 900 дней.
Привлеченные средства будут направлены на финансирование разработки платформы "Digital Rank". Платформа будет представлять собой независимую экспертную площадку для публичного размещения рейтингов цифровых активов и компаний, выпускающих их, с использованием инструментов искусственного интеллекта.
При погашении сукука накопленная сумма на счете исламского финансирования (банковский счет, на который поступают все средства инвестора и прибыль от операционной деятельности компании) делится пополам между эмитентом и инвестором.
Выпуск первого в России ЦФА открывает новые возможности для отечественных компаний в области исламского финансирования. ЦФА как инструмент совместимый с принципами шариата и обладающий особой структурой распределения прибыли и рисков, представляет большой интерес и для инвесторов из мусульманских стран благодаря прозрачным условиям.
За счет высокой скорости выпусков ЦФА и более комфортной экономики (по сравнению с классическим рынком) искать капитал через эти инструменты будут многие компании малого и среднего бизнеса.
А инвестору это поможет сформировать свой личный портфель "халяльных" проектов.