Комментируя итоги переговоров в верхах, председатель КНР Си Цзиньпин заявил журналистам, что Россия и Китай в своих отношениях продолжат следовать пяти основным принципам. Если конкретно - они будут наращивать взаимную поддержку по важнейшим направлениям, при этом не формируя альянсов и не направляя сотрудничество против третьих стран; усиливать экономическое взаимодействие; развивать "народную дипломатию" и гуманитарные обмены для обеспечения преемственности дружественных связей; совместно продвигать становление многополярного мира и экономическую глобализацию; работать над урегулированием наиболее горячих глобальных проблем и региональных конфликтов. Касаясь последнего, глава китайского государства особо отметил, что ни Москва, ни Пекин не собираются следовать сомнительным западным стандартам ведения международных дел. Это нашло отражение и в главном документе по итогам переговоров - Совместном заявлении глав двух государств.
Этот объемный документ на семь тысяч слов констатирует: "Государства, привыкшие мыслить согласно логике гегемонизма и политики силы, стремятся подорвать общепризнанный мировой порядок, основанный на международном праве, подменить его "порядком, основанным на правилах", что для России и Китая неприемлемо.
Более развернуто об этом рассказал президент Владимир Путин в интервью агентству "Синьхуа": "Ведомые США западные элиты отказываются уважать цивилизационное и культурное многообразие, отвергают формировавшиеся веками традиционные ценности. В попытках удержать свое глобальное доминирование они присвоили себе право указывать другим народам, с кем им можно дружить и сотрудничать, а с кем нельзя. Отказывают им в праве выбирать собственные модели развития. Не считаются с их суверенными интересами. Как и в прошлые времена стремятся обеспечить свое благополучие за счет других государств, прибегают для этого к неоколониальным методам. Естественно, такое положение дел ни Россию, ни ее партнеров не устраивает... отвергаем попытки Запада навязать порядок, основанный на лжи и лицемерии, на неизвестно кем придуманных мифических правилах".
Обозначены в Совместном заявлении и ответные меры на такую практику объединенного Запада. Отвечать будут по многим направлениям, в том числе и по линии оборонных ведомств. Так, документ предполагает, что "Москва и Пекин будут и далее углублять доверие и взаимодействие в военной области, расширять масштабы совместных учений и боевой подготовки, на регулярной основе проводить совместные морские и воздушные патрулирования... постоянно повышать потенциал и уровень совместного реагирования на вызовы и угрозы".
Россия и Китай дадут Западу отпор и на фронтах развязанной против них информационной войны. Для этого будет наращиваться медиавзаимодействие двух стран. Показательно, что среди 11 подписанных в присутствии глав двух государств документов три касаются именно сотрудничества по линии СМИ.
Наконец - главное - Россия и Китай прямо заявили о готовности и способности противостоять попыткам Запада подорвать их нормальное экономическое взаимодействие: всем санкциям назло оно продолжит расти. Российский президент по итогам переговоров с китайским коллегой прямо признался: "приоритетной в ходе наших переговоров была тематика торгово-инвестиционного взаимодействия". Показательно, что именно глава об экономическом сотрудничестве стала самой объемной в Совместном заявлении лидеров двух стран.
Документ, в частности, закрепил политическую волю сторон к решению наиболее актуальной проблемы: трудностей со взаиморасчетами из-за санкционного давления США, с подачи которых многие российские банки были отключены от международной платежной системы SWIFT, а банки китайские стали объектом постоянных угроз и запугивания со стороны Вашингтона. Для решения вопроса стороны постановили "совершенствовать финансовую инфраструктуру с тем, чтобы каналы расчетов между экономическими субъектами России и Китая функционировали бесперебойно". Путин пояснил: "Мы договорились, что Россия и Китай и далее будут укреплять контакты по линии кредитно-банковских учреждений, энергично задействовать национальные платежные системы для обслуживания наших экономических операторов".
Глава Российского государства отдельно выделил готовность сторон наращивать инвестиционное взаимодействие. Он напомнил, что "по линии профильной межправкомиссии реализуются или готовятся к реализации более 80 приоритетных проектов на сумму порядка 200 миллиардов долларов". По итогам переговоров лидеры двух стран поручили "ускорить разработку и утвердить в 2024 году новую редакцию Плана российско-китайского инвестиционного сотрудничества". Путин подчеркнул: "Россия не только приветствует настрой китайского бизнеса на локализацию производства на нашей территории - готова предоставлять инвесторам из КНР экономические льготы, помощь и поддержку, а также доступ к уникальной российской технологической базе, нашим высококвалифицированным кадрам".
Одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества Си Цзиньпин и Владимир Путин признали торговлю сельхозпродукцией. О ее дальнейшем развитии они начали общаться еще "на ногах", до старта официальных переговоров. Российский президент особо отметил рост российского экспорта продовольствия на китайский рынок - более чем в полтора раза в 2023 году. "Есть все основания полагать, что этот сегмент торговли будет расширяться и далее", - добавил он.
Многое говорилось о наращивании российского экспорта энергоносителей. Это - стратегическая магистральная составляющая двусторонней торговли. Нефтегазовая компонента достигает 59% в структуре российских поставок в КНР. Китай тоже крайне заинтересован в этих поставках, ведь национальное потребление нефти и газа обеспечивается за счет импорта на 72% и 34% соответственно. Как подчеркнул Путин на встрече с премьером Госсовета КНР Ли Цяном, "Россия - надежный поставщик энергоносителей для растущей китайской экономики. Кстати, в прошлом году достигнут рекордный уровень поставок дружественному Китаю российских нефти, газа, угля".
Рекорды эти, судя по всему, будут обновляться. Буквально за несколько дней до визита посол КНР в России Чжан Ханьхуэй опроверг появившиеся было в западных СМИ сообщения о том, что переговоры по новой газотранспортной ветке "Сила Сибири-2" между РФ и КНР зашли в тупик. "Китай выступает за модель, где процесс добычи и переработки будет интегрирован в единое целое. Это не только поможет расширить сотрудничество от простой торговли до всей отраслевой цепочки, но и позволит сторонам установить более долгосрочное, стабильное и тесное сотрудничество, позволяя делиться дивидендами от сверхкрупного китайского рынка", - отметил дипломат. Во время самого визита о скором подписании профильного контракта заявил вице-премьер Александр Новак: "Мы планируем в ближайшее время все-таки закончить рассмотрение и подписать контракт по строительству газопровода мощностью 50 миллиардов кубометров газа через территорию Монголии. Есть еще и другие новые проекты".
Речь шла и об укреплении межрегионального взаимодействия. Специально под визит Путина на более ранние сроки было перенесено Российско-Китайское ЭКСПО, которое обычно проводится летом. На нынешнем ЭКСПО представлены 25 регионов России, порядка 20 из них - на уровне губернаторов. А главным событием выставки стал IV Российско-Китайский форум по межрегиональному сотрудничеству. Открывая ЭКСПО в Харбине, Путин отметил: "На сегодняшний день подавляющее большинство субъектов Российской Федерации поддерживает связи с китайскими партнерами. И со стороны Китая практически все провинции и административные образования вовлечены в такое сотрудничество". Президент напомнил: свыше 300 городов и муниципалитетов РФ и КНР установили побратимские отношения. "Такой, как с Китаем, широкой сети прямых контактов, такого количества межрегиональных договоренностей о торгово-экономическом сотрудничестве и о сотрудничестве в гуманитарных сферах у России, пожалуй, нет ни с одной другой страной мира", - заключил глава Российского государства.
Наблюдатели уверены: развитие взаимодействия по обозначенным выше и многим другим правлениям (всех в одной статье не перечислишь) позволит сохранить высокие темпы роста экономического сотрудничества между Россией и КНР, которые только за последние пять лет удвоили объем двустороннего товарооборота. Тесная экономическая кооперация сохранит статус одного из китов двусторонних отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху.
Разумеется, такая ситуация не может не вызывать раздражения на Западе. Так, в Госдепе США прямо заявили, что Китай не может поддерживать Россию, если хочет развивать отношения с Западом. Впрочем, Пекин такими выпадами сегодня навряд ли напугаешь: у Китая налицо растущий иммунитет к западным угрозам вторичными санкциями за взаимодействие с Россией. Именно это было ярко продемонстрировано в ходе государственного визита Владимира Путина.