19.05.2024 19:07
Поделиться

Крупные ретейлеры осваивают регионы Сибири и Дальнего Востока

Торговые сети меняют направление развития. Если в последние годы региональные игроки стремились захватить столичные рынки, то теперь произошел перелом тренда. Столичные структуры начали борьбу за доверие потребителей на Дальнем Востоке, в Сибири и на Крайнем Севере. Эксперты связывают такой тренд с необходимостью увеличить выручку.
В регионах федеральные сети вроде "Пятерочки" и "Магнита" ищут новые форматы.
В регионах федеральные сети вроде "Пятерочки" и "Магнита" ищут новые форматы. / Мария Разумова

Федеральные продовольственные торговые сети развивают свое присутствие в регионах Сибири и Дальнего Востока, а также осваивают территории арктического пояса - Якутию, Ханты-Мансийский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Мурманскую и Архангельскую области, Красноярский край, рассказал "РГ" председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. Такую тенденцию он связывает, с одной стороны, с развитием логистической инфраструктуры, которая позволяет крупным ретейлерам поставлять товары по конкурентоспособным ценам из ближайших распределительных центров. С другой стороны, по мнению Караваева, это объясняется давно созревшим запросом потребителей в этих регионах на сервис, ассортимент и цены, которые могут обеспечить и предложить федеральные сети.

Федеральные торговые сети не только осваивают новые регионы, но и усиливают глубину охвата региональных рынков, открывая магазины в городах с населением менее 100 тысяч человек, отмечает Караваев. По его словам, появление сетевых магазинов в средних и малых населенных пунктах имеет социальный эффект - компании создают новые рабочие места, обеспечивают потребителям новый уровень сервиса: например, возможность заказать продукты онлайн с доставкой на дом.

Торговых гигантов ограничивает закон о торговле, не позволяющий покупать или брать в аренду новые объекты тем, кто имеет долю на рынке больше 25%

В пресс-службе "Магнита" "РГ" подтвердили, что приоритетом компании остается органический рост. Специалисты анализируют рынок с целью поиска возможностей для полезных точечных приобретений. Такие сделки обуславливают быстрое масштабирование бизнеса в новых для "Магнита" нишах и регионах. Например, в октябре 2023 года сеть договорилась о приобретении 33,01% долей в уставном капитале "Самбери" с возможностью в дальнейшем консолидировать оставшиеся доли. Группа "Самбери" - крупнейший ретейлер на Дальнем Востоке по числу магазинов и выручке. Эта сделка открывает "Магниту" доступ к рынку Дальнего Востока и позволит в ускоренном темпе занять на нем лидирующую позицию, отмечают представители федеральной компании.

О результатах "разворота" в провинцию говорит и генеральный директор компании "Лента" Владимир Сорокин. "Наша стратегическая цель - удвоить выручку 2020 года к 2025-му и достичь одного триллиона продаж", - сообщил он "РГ". С 2021 по 2023 год "Лента" приобрела московскую "Биллу", пермскую "Семью", онлайн-ретейлера "Утконос" и уральскую торговую сеть "Монетка".

Крупные федеральные сети, к примеру торговые марки X5 Group, интенсивно разворачиваются в регионы - особенно в "депрессивные", где стиль жизни в основном предполагает формат магазинов "у дома", что обуславливает привлекательность магазинов по типу "Магнита" или "Пятерочки", считает доктор экономических наук, заведующий лабораторией изучения экономик стран БРИКС экономического факультета МГУ Евгений Капогузов. По его мнению, партнерство региональных сетей с федеральными необходимо для выживания и развития регионального бизнеса за счет эффекта масштабирования при поддержке федеральных торговых сетей.

Мнение

Экспансия сетей в регионы - это естественный процесс, полагает председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ, ведь крупный бизнес не может не бороться за новые рынки и доминирование. Однако торговых гигантов ограничивает закон о торговле, который не позволяет имеющим на рынке долю больше 25% товарооборота приобретать или брать в аренду новые торговые объекты. То есть даже если никакой торговли, кроме федеральных сетей, в городе не осталось, их в нем будет не менее четырех. Для потребителей это скорее хорошо, так как "их главный защитник - конкуренция", говорит Шелищ.

Он подчеркнул, что для владельцев региональной сети наиболее перспективными представляются два пути: продать ее федеральной или войти в бизнес крупной торговой сети - для "федерала" это поглощение или слияние. В то же время лимит 25% оборота может стимулировать федеральную сеть к реальному сотрудничеству в виде оказания "регионалу" услуг по закупке и логистике, что последнему может быть выгодно. И наоборот, "регионал" может помогать федеральной сети с закупками у местных производителей, что поощряют региональные власти, подытожил эксперт.