19.05.2024 19:00

Шакиров: Европейские компании меняют юридическую прописку ради продаж в России

Появится ли в торговых центрах вооруженная охрана, во что будут играть посетители ТЦ и почему европейские компании меняют прописку, рассказал в интервью "Российской газете" на полях конференции MALLPIC в Сочи президент Союза торговых центров Булат Шакиров.

istock

После теракта в "Крокусе" в торговых центрах (ТЦ) были усилены меры безопасности. Что сейчас?

Булат Шакиров: Вопросы безопасности в ТЦ всегда приоритетны. Каждый ТЦ обязан иметь паспорт антитеррористической защищенности. Но противостоять вооруженному нападению -все-таки не основная задача.

Законом не запрещено ставить вооруженную охрану в ТЦ. Но, во-первых, один вооруженный охранник будет обходиться торговому центру в 250-300 тыс. руб. в месяц. Даже если берем 3-4 человека, то это сумма от 1 млн руб. в месяц. Во-вторых, это просто неэффективно. Если навстречу выбегают пять человек с автоматами, то один охранник с пистолетом, при всем уважении, ничего не сможет сделать.

Главная задача ТЦ - мгновенная эвакуация людей при ЧС: пожаре, нападении, стихийных бедствиях. Здесь очень жесткие проверки идут.

А правила противопожарной безопасности пересматриваются?

Булат Шакиров: По "Крокусу" большое разбирательство идет именно по соблюдению правил пожарной безопасности, потому что, как мы знаем, большая часть людей погибла не от выстрелов, они задохнулись и погибли от результатов горения. Нужно разобраться, какие материалы использовались при отделке. Если бы ТЦ обеспечил быструю эвакуацию людей, жертв было бы в два раза меньше. Наша позиция очень жесткая в этом плане, уже после Кемерова мы дали всем понять, что нарушать правила пожарной безопасности не стоит.

Посещаемость в ТЦ до сих пор на 20-30% ниже, чем в 2019 году. Есть ли шансы вернуться к прежним показателям?

Булат Шакиров: До теракта очень хорошо росла посещаемость, многие ТЦ вернулись на уровни 2019 года. Но, естественно, после этих событий люди стали меньше посещать ТЦ. Думаю, мы увидим сильную просадку посещаемости. Она будет восстанавливаться не менее года, потому что психологическая защита всегда очень серьезная.

Инфографика "РГ"/Антон Переплетчиков/Марина Трубилина

В российские ТЦ приходят азиатские бренды. Ждем ли кого-то еще и будут ли арендаторы из Европы?

Булат Шакиров: Из Европы мы не ждем никого, и никого нам не надо, если честно. Свято место пусто не бывает. Очень большой поток людей и брендов пошел из ОАЭ. Некоторые, в том числе европейские компании, даже меняют юридическую прописку, перерегистрируют свои подразделения в ОАЭ, чтобы спокойно продолжать работу на территории России. Европейские бренды в большей степени жалеют о потере нашего рынка.

Но главное, что эта ситуация привела к бурному росту российских магазинов и российских производителей. Расширяют и открывают новые магазины отечественные производители. Появилось большое количество универмагов российских дизайнеров. И, конечно, турецкие бренды очень сильно захватили освободившуюся нишу.

Российские ТЦ уже практически полностью сдали все пустующие помещения и по заполняемости практически вернулись на уровень 2019 года.

После теракта в "Крокусе" идет большое разбирательство по соблюдению правил пожарной безопасности

А посетителей интересуют российские бренды?

Булат Шакиров: Посетители не только идут в эти магазины, но и отмечают, что качество и дизайн намного интереснее. Россия мощно рванула вперед по дизайну.

Огромные площади IKEA, "Декатлона" тоже уже заняты?

Булат Шакиров: В "Декатлон" зашел большой игрок "Деспорт". Идет бурное развитие универмагов "Стокман", сейчас это на 100% российская компания, работает как с иностранными брендами, так и с российскими дизайнерами. Нельзя сказать, что нашлась очевидная замена IKEA. Но идет очень мощное взаимопроникновение онлайн- и офлайн-торговли, развитие маркетплейсов.

Торговых центров сейчас строится намного меньше, чем несколько лет назад. Рынок насытился?

Булат Шакиров: Я бы так не сказал. Давайте не забывать, что сейчас высокая ключевая ставка. Окупаемость ТЦ уходит за 15-20 лет, это тяжелый бизнес.

Я думаю, что мы не увидим большого количества новых объектов, но увидим новые ТЦ районного масштаба, которые рассчитаны на людей в ближайшей зоне обитания. Увидим многофункциональные комплексы. Ретейл все больше уходит в онлайн, и ТЦ будут меняться - будет много ресторанов, развлечений, вещей для детей и торговля.

ТЦ, построенные в нулевых, уже устарели?

Булат Шакиров: Думаю, что 10% ТЦ будут снесены. На их месте появятся жилые дома или многофункциональные комплексы. Новые, профессионально построенные ТЦ, скорее всего, будут появляться в результате комплексного развития территорий.

Традиция ехать в выходные в пригородный гипермаркет, чтобы закупиться продуктами на неделю, ушла в прошлое. Эти ТЦ тоже исчезнут?

Булат Шакиров: Эти центры могут уйти в сторону развлечений, досуга, проведения времени. Большой детский центр, развлекательный комплекс, сейчас идет волна строительства термальных комплексов, куда приезжают на целый день всей семьей. Из нового - недавно ко мне пришли ребята, которые хотят в каждом ТЦ открыть площадки для сквоша.

Будет ли развиваться социальная составляющая в ТЦ?

Булат Шакиров: Конечно.В нескольких столичных ТЦ есть площадки, где проводят занятия с пенсионерами по программе "Московское долголетие". ТЦ становятся центрами проведения времени, досуга, отдыха, а не только торговли.

Для ТЦ это выгодно? Арендные ставки для соцобъектов наверняка меньше.

Булат Шакиров: Безусловно, это не так выгодно, как большое количество fashion-магазинов, ювелирных, техники и остального. Но у ТЦ нет выбора. Если центры хотят выделиться и остаться популярными, им надо разрабатывать новые формы развлечения посетителей и покупателей. Да, это будет влиять на доходную часть, окупаемость будет увеличиваться. Но те времена, когда мы просто были большими барахолками, я думаю, окончательно прошли.