Нового же президента может не быть сколь угодно долго в соответствии с законом "О правовом статусе режима военного положения", не предусматривающим выборов любого уровня во время действия такого режима.
Военное же положение послушная Зеленскому Рада продлевает каждые три месяца - очередное голосование по этому поводу состоится 11 августа. Мало того что закон о военном положении в данном случае вступает в противоречие с законом основополагающим. Есть вопросы и с трактовкой самого понятия "исполнение полномочий" - общепринято, что приставка "и.о." накладывает на ее носителя определенные ограничения. Присутствуют в казусе Зеленского и другие юридические противоречия и пустоты, которые в теории мог бы разрешить Конституционный суд (КСУ). Но он не начинает работу по собственному желанию или по факту - для него требуется конституционное представление, которое ни Зеленский, ни спикер Рады Стефанчук, ни премьер Шмыгаль в КСУ не направили.
Хотя такой вариант разрешения противоречий рассматривался в офисе Зеленского, от него отказались по причине невозможности гарантированно получить нужный результат. Не сказать, что КСУ является образцом следования духу и букве Основного закона - политически мотивированные решения в его истории случались, и не раз, но даже с этим, усеченным сегодня до минимума - 13 судей из 18 положенных - составом у Зеленского отношения не сложились. К тому же половина наличествующих судей являются креатурами его предшественника Порошенко.
Во избежание рисков выборы не назначили вообще. Заметим, они не отменены, не запрещены, их просто нет в природе. Заодно Зеленский связал круговой порукой Раду, кабинет министров и Центризбирком - теперь обвинение в узурпации власти ложится и на них. Если с законностью, или, что одно и то же, легальностью, нахождения Зеленского на посту все ясно - она по меньшей мере сильно спорна, то с его легитимностью вопрос сложнее. Дело в том, что "легитимность" - понятие в большей степени философское и социологическое, нежели правовое. Это согласие граждан некой страны с решениями руководства этой страны, добровольное принятие власти и ее воли. Украинский мужчина, покорно идущий в территориальный центр комплектования (ТЦК), тем самым признает легитимность Зеленского, чиновник, исполняющий президентскую волю, тоже ее подтверждает.
Исчисляемым показателем легитимности очень и очень утрированно являются социологические опросы, рейтинги. За Зеленского готовы проголосовать менее 17 процентов украинцев, и в этой заочной гонке он только третий - впереди не только Залужный, но уже и Буданов. Вот только легально, через выборы, прийти к власти они не имеют возможности, и уже понятно, что такого шанса Зеленский им в ближайшем будущем не предоставит. Легитимность до какого-то момента можно имитировать через институты принуждения, подавления и устрашения - СБУ, МВД, неонацистские группировки. Однако первый чиновник или политик, который откажется признавать власть Зеленского и сделает это публично, запустит цепную реакцию неповиновения, результаты которой в воюющей стране могут быть самыми непредсказуемыми.
Недостаток легитимности внутренней Зеленский компенсирует за счет внешней. Каждое международное мероприятие с его участием, любой визит западного политика в Киев, телефонный разговор с президентом США продлевают его власть. Однако и здесь не все в порядке - с каждым днем эта поддержка будет лично для него стоить дороже, расплачиваться придется чиновничьими постами, которые нужны ему самому, и главное - жизнями украинцев. Об этой плате, судя по всему, и шла речь во время последнего визита госсекретаря США Энтони Блинкена в Киев. Западные союзники, часто не к месту говорящие о "стратегической неопределенности", на этот раз применили любимый прием к Зеленскому. Слова американского дипломата о том, что выборы обязательно состоятся, но только когда украинский народ сочтет это нужным, наверняка отозвались острой болью по всему президентскому организму. Так прямо майданом, или юридически - государственным переворотом, американцы ему еще не угрожали. Впрочем, продав свой народ, его славу и волю за бесценок Западу, глупо теперь рассчитывать на легитимность от него же. Это уже не его народ.
На Украине вступил в силу закон об ужесточении правил мобилизации. Для уклонистов теперь вводятся ограничения на управление транспортными средствами, а также штраф до 22 тысяч гривен (53 тысячи рублей) и уголовная ответственность. При этом повестка отныне считается врученной, даже если ее непосредственно не передали адресату. Все военнообязанные на Украине - мужчины в возрасте от 18 до 60 лет - в течение двух месяцев должны явиться в военкомат для сверки данных. Они вне зависимости от отсрочек должны всегда иметь при себе военный билет. Без него, кстати, украинцам будет невозможно получить консульские услуги за границей. В Киеве рассчитывают, что эта мера позволит вернуть из-за рубежа тех, кто покинул страну - только в ЕС находятся не менее 900 тысяч украинцев призывного возраста.
Украинские власти также пересмотрели подход к годности к военной службе. Все жители страны, которые получили II или III группу инвалидности после 24 февраля 2022 года должны пройти повторный медицинский осмотр и могут быть мобилизованы. Параллельно Зеленский подписал закон о мобилизации заключенных. За счет осужденных ВСУ могут пополниться на 20 тысяч человек. Призыву подлежат все, за исключением убийц, насильников и педофилов. Сразу после вступления закона в силу улицы украинских городов опустели. Люди предпочитают прятаться по домам, но не выполнять новых требований, которые многие уже окрестили "крепостным правом". Впрочем, есть и те, кто готов к активным действиям. Водители грузовых автомобилей в знак протеста заблокировали трассу Киев - Одесса, создав огромные пробки. Все чаще в хронике происшествий появляются новости о нападении на сотрудников военкоматов: в Днепропетровской области мужчина ударил сотрудника территориального центра комплектации ножом.
Подготовил Иван Сысоев