Жители стран ЕС регулярно читают интернет-версию "РГ". Больше всего зарубежных читателей RG.RU живут в Германии, откуда на сайт приходят более 210 тысяч посетителей. Активно следят за сайтом "РГ" и в Польше, Финляндии, Франции, Чехии. После того как сайт "РГ" в странах ЕС будет заблокирован, их жители смогут знакомиться с материалами газеты в нашем telegram-канале.
Хотя решение о блокировке трех российских СМИ вступило в силу в минувшую субботу, в воскресенье у нашего корреспондента в Италии не возникло проблем с заходом на страницу сайта RG.RU. Власти Италии запрет Совета ЕС не комментировали. Корреспонденту "РГ" во Франции сайт RG.RU тоже был доступен, как и русскоязычная версия сайта РИА Новости. Возможно, это связано с тем, что во Франции, как и в ряде других стран - членов ЕС, отвечающие за реализацию принятого решения чиновники ушли на трехдневный уик-энд с субботы по понедельник в связи с католическим праздником. Тема запрета на вещание российских СМИ в местной прессе споров не вызвала. Мол, так и надо.
Новое решение Совета ЕС - очередной шаг в рамках курса США и их европейских союзников на ограничение для своих граждан доступа к информации из российских источников, которая идет вразрез с линией западных политиков и мейнстрим-изданий. Этот курс закреплен в законодательных актах и иных документах стран Запада, которые предполагают регулярное пополнение "черных списков" российских СМИ. В Брюсселе утверждают, что официально новый запрет касается только вещания указанных СМИ, в то время как их журналисты якобы могут продолжить на территории Евросоюза профессиональную деятельность, например, брать интервью. Вместе с тем закручивание гаек постепенно делает работу российских журналистов в странах ЕС невозможной, поскольку на практике тамошние политики попросту боятся идти на контакт. Одна из депутатов Европарламента, у которой "РГ" пыталась взять интервью несколько месяцев назад, отказалась, сославшись на то, что это может обернуться для нее уголовным преследованием. Еще один наглядный пример фактического выдавливания российских СМИ из стран Европы - лишение аккредитации двух собственных корреспондентов "РГ" (в Болгарии и на Кипре) в прошлом году без внятного объяснения причин.
Корреспондент "РГ" попытался дозвониться в Брюссель и направил несколько запросов в пресс-службы Совета ЕС и его руководителей с просьбой прокомментировать новые ограничения на доступ к информации для европейцев, однако на момент подписания номера в печать ответа на обращения не поступало.
Многолетнее запугивание "российской угрозой" в странах Запада приводит к тому, что запрет СМИ из нашей страны зачастую не встречает никакого сопротивления, в том числе со стороны тех, кто позиционирует себя адептами демократических ценностей и свободы слова. Вот и сейчас, например, зампредставителя генсека ООН Фархан Хак предпочел сделать вид, что ничего не происходит, отказавшись комментировать ситуацию: "Это решение европейского органа, так что мне нечего сказать".
Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала новый запрет Совета ЕС "продолжением практики политической цензуры, тотальной зачистки информационного пространства от любых альтернативных западным нарративам точек зрения". Она уверена, что в основе этих мер Брюсселя "лежат исключительно политические мотивы". Захарова указала, что введение "репрессивных мер в отношении российских СМИ и их сотрудников не останется без реакции", вынуждая Москву к неизбежным ответным шагам, которые "сейчас вырабатываются". "Ответственность за подобное развитие событий лежит исключительно на ЕС и поддержавших упомянутое решение еэсовских столицах", - подчеркнула дипломат.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин написал в своем telegram-канале: "Не имея аргументов убедить собственных граждан в своей правоте, как только видят проблемы, блокируют любую альтернативную точку зрения, уничтожают свободу слова, нарушают право на свободное распространение и получение информации. По сути, вводят цензуру с одной только целью: обмануть своих граждан и удержаться во власти". Он указал, что запрет Совета ЕС демонстрирует "желание закрыть доступ к объективной и достоверной информации жителям европейских стран". "Руководство Евросоюза может лишь говорить о свободе слова, но на деле ее не терпит", - резюмировал он. Володин выразил благодарность коллективам, попавшим под ограничения СМИ, подчеркнув, что, если бы в Европе "не чувствовали эффективность их работы, не стали бы чинить препятствия и ограничивать их деятельность".