"Его маршруты проходят в пределах территориальных вод России и в условиях внешних санкций являются надежным транспортным коридором для экспорта продукции в дружественные страны", - напомнил глава кабинета министров важность транспортной артерии. Чтобы обеспечить безопасное и круглогодичное движение в северных широтах, России нужен большой действующий арктический флот.
"Для наращивания строительства таких судов мы готовим к запуску новые современные производства", - напомнил Мишустин. Одна из таких площадок - Онежский завод в Петрозаводске, где создают первую цифровую верфь. Правительство решило выделить два миллиарда рублей на реализацию второй очереди проекта глубокой модернизации карельского предприятия. Это поможет в ближайшие два года существенно расширить его производственные возможности.
Первый вице-премьер Денис Мантуров рассказал о других судостроительных проектах для нужд СМП. Так, Балтийский завод продолжает строительство серии атомных ледоколов мощностью 60 МВт и намерен сдать очередной - "Якутию" - в конце текущего года. "Еще три должны пополнить флот в период с 2026 по 2030 год", - напомнил первый замглавы кабмина. А ориентировочно к 2030 году должен быть построен самый мощный ледокол в 120 МВт "Россия".
Еще большая флотилия необходима для вывоза грузов по Северному морскому пути. Судостроительный комплекс "Звезда" уже передал заказчикам пять нефтеналивных танкеров типа "Афрамакс", законтрактовано еще 26 крупнотоннажных судов разного дедвейта и назначения. "В дополнение к этому количеству в планах загрузки верфи до 2037 года - 92 грузовых судна ледового класса уже обеспечены. В их числе - контейнеровозы, балкеры, сухогрузы и танкеры", - сообщил Мантуров.
- В целом основная производственная инфраструктура в интересах освоения СМП сформирована, - доложил вице-премьер, - но, чтобы гарантированно справиться с таким емким заказом, Объединенная судостроительная корпорация с ВТБ рассматривает возможность строительства еще одной высокотехнологичной верфи. Окончательное решение по месту и квалификации будет принято до конца текущего года.
Для выполнения всех этих планов правительство активно содействует замещению критических позиций судового комплектующего оборудования. Суммарно на эти цели направляется почти 17 миллиардов бюджетных рублей. "Это позволило начать реализацию 60 комплексных проектов силами 35 предприятий, и первые образцы начнут появляться на рынке уже начиная со следующего года", - ожидает первый зампред правительства.
Михаил Мишустин еще раз подчеркнул - необходимо как можно быстрее наладить собственный выпуск всего необходимого оборудования, агрегатов и ключевых узлов. "И достигнуть технологической независимости в этой сфере. Это очень важный элемент", - указал премьер.
Премьер-министр Михаил Мишустин поддержал инициативу по подготовке программы развития фотоники в России до 2035 года. Глава кабмина ожидает, что объединенные усилия промышленников, разработчиков, научного сообщества позволят локализовать всю технологическую цепочку производства. В Сарове, где прошло совещание на эту тему, Мишустин отметил, что в стране сформировался серьезный задел для дальнейшего наращивания таких технологий: "У нас отличная, сильная научная школа, основоположниками которой являются еще советские ученые". Правительство поддерживает проекты в фотонике, включая линейку твердотельных лазеров, а также запущенный в прошлом году проект изготовления интегральных фотонных схем. Спрос на программы в фотонике растет, рынок такой техники - один из самых перспективных в мире, подчеркнул Мишустин. Его объем достигает 10 миллиардов долларов. Премьер ожидает, что Россия сможет обеспечить себе место в десятке лидеров этой отрасли.