Павел Викторович, тема СПГ - на острие актуальности мировой повестки несколько лет подряд. При этом часто приходится читать и слышать, что отечественным технологиям и оборудованию до лидерских позиций еще очень далеко. Насколько это утверждение верно?
Павел Сарафанников: Как у нас принято, мы долго запрягаем, но едем быстро. Сегодня можем говорить о значительном росте числа проектов производства СПГ, что является свидетельством высокого интереса инвесторов. К началу 2024 года в стране построено 23 малотоннажных производства (МТСПГ), три средне- и две крупнотоннажных. Можно считать успехом то, что абсолютное большинство "малотоннажек" и одно среднетоннажное функционируют на основе российских технологий.
То есть мы уже можем говорить, что процесс импортозамещения идет и у нас есть собственные разработки?
Павел Сарафанников: Конечно! Российские компании разработали и внедрили технологии сжижения с использованием дроссельного, детандерного и азотного циклов. В стадии разработки - технологии смесевого хладагента. Сейчас строятся 26 заводов МТСПГ, готовятся еще 50 проектов. Поддержка и заинтересованность государства здесь имеют огромное значение. В планах Правительства России к 2035 году довести внутреннее производство СПГ до 140 млн тонн, а это 20 процентов мирового рынка. Что касается глобальной картины мира, то потребность в СПГ к 2050 году вырастет в два раза. Надо понимать, что на такой динамично развивающийся рынок хотели бы ворваться многие наши "партнеры-конкуренты". Хорошо, что у нас есть четкое понимание особенностей развития отечественного рынка, - это позволяет занять свое место в растущей нише СПГ-проектов, не давая закрыть дверь перед российскими компаниями.
Что обеспечивает рост рынка СПГ в нашей стране? У нас ведь достаточно большие запасы природного газа и развитые сети газопроводов?
Павел Сарафанников: Трубопроводный и сжиженный газ - это как проводной стационарный телефон и сотовая связь. Урок "Северного потока", к сожалению, оказался весьма болезненным, но очень наглядным. Теперь все крупнейшие корпорации смотрят на сжиженный газ как на условие не только развития, но и самого существования производства в будущем. СПГ - оптимальное решение для обеспечения энергией и преодоления энергодефицита для отдаленных производств. Еще СПГ - это возможность снизить углеродный след, что для компаний, работающих на экспортном рынке, в ближайшие годы станет задачей номер один.
Для тех, кто не знает, что такое сжиженный газ: чем он отличается от обычного?
Павел Сарафанников: По сути, СПГ - лишь форма более эффективного и компактного хранения природного газа, охлажденного и сжатого в 600 раз до жидкого состояния. Чтобы вы понимали, 1 тонна сжиженного газа занмает объем всего 2,2 кубометра, тогда как тонна природного газа - 1320 кубов. Снижение экспорта газа и сохранение объемов его добычи - условия для развития внутреннего рынка. Это может стать драйвером для многих экономических процессов, в том числе за счет роста спроса на газомоторное топливо, а также автономной газификации удаленных от инфраструктуры промышленных объектов и населенных пунктов.
Павел Викторович, чего удалось достичь за пять лет существования Национальной ассоциации СПГ?
Павел Сарафанников: В наше отраслевое объединение входят научные учреждения, производители оборудования и владельцы проектов производства 78 предприятий СПГ. Мы сумели объединиться, собрали более 20 сильных экспертов и специалистов, способных решать сложнейшие задачи. Ассоциация разработала собственные уникальные инструменты. Наш программный продукт - калькулятор СПГ - позволяет выполнить быстрый экономический расчет рентабельности проекта: от производства СПГ, его транспортировки всеми видами транспорта и до применения. Второе ноу-хау, созданное при содействии НАСПГ, - карта СПГ. Это аналитико-пространственная модель, позволяющая увидеть и понять все реализованные, реализуемые и планируемые к реализации проекты, отражающие все сегменты рынка СПГ. Мы обладаем уникальными кейсами российских компаний, которые смогли через генерацию СПГ компенсировать дефицит электрической и тепловой энергии на нефтяных месторождениях. В процессе разработки у Ассоциации - и другие продукты, которые позволят быстро реагировать на потребности рынка СПГ.
В чем вы видите основные риски развития этой отрасли?
Павел Сарафанников: Необходимо большее информирование власти, населения и бизнеса. У людей нужно сформировать четкое понимание выгоды использования СПГ как безопасного, доступного, экологичного вида энергии. К серьезным рискам, к сожалению, вынужден отнести наличие неблагонадежных партнеров. Налицо дефицит инжиниринговых компаний, знающих все тонкости реализации проектов СПГ. Радует, что практически все предприятия, работающие на этом рынке, - партнеры нашей Ассоциации. И это гарантия их надежности. В числе пока еще не решенных задач - отсутствие инфраструктуры потребления СПГ на всей территории России, недостаток технологий производства СПГ, оборудования, технологической цепочки. Задачи сложные, поскольку требуют больших вложений. И, конечно, нужно формировать кадровый потенциал для инновационного в данном случае рынка. Этим и многим другим, что стимулирует развитие рынка СПГ, и занимается НАСПГ.