В Москве открылось пленарное заседание Совета судей РФ. В этом году традиционное большое собрание судейского сообщества было по-особенному важным: впервые главным лицом на нем была недавно назначенная на свой пост председатель Верховного суда РФ Ирина Подносова.
Безусловно, очень многих волнует вопрос: что нас теперь ждет в залах судебных заседаний? Как изменятся и изменятся ли правовые подходы? Пришла ли пора бояться или нет повода для переживаний?
Ответ таков: никаких резких изменений не планируется. Развитие судебной системы будет идти прежним курсом. А курс - на гуманизацию.
Как сообщила Ирина Подносова, в первом квартале этого года судами Российской Федерации было рассмотрено 159 тысяч уголовных дел в отношении 160 тысяч лиц.
"Из них осуждено 127 тысяч лиц, или 79,4 процента, а в отношении 30 тысяч лиц, или 19,2 процента уголовное преследование судами прекращено", - рассказала Ирина Подносова.
Далеко не все из 30 тысяч были оправданы, но все они ушли из зала суда без судимости. По разным причинам. Суды не спешат принимать жесткие меры к тем, кто оступился.
Также Ирина Подносова напомнила о законопроекте, который был внесен в Госдуму Верховным судом РФ.
"Предложения, содержащиеся в проекте, ограничивают сферу применения меры пресечения в виде заключения под стражу к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений ненасильственного характера, а также к женщинам, имеющим малолетних детей, и лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями", - рассказала Ирина Подносова.
Инициатива в октябре прошлого года была принята Госдумой в первом чтении. При этом проект был поддержан и правительством страны. Предлагается ограничить аресты лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и резко ограничить аресты по делам о ненасильственных преступлениях. Если речи нет, что человек кого-то убил или ограбил, то в СИЗО его смогут отправить лишь в исключительных случаях.
Обвиняемого в мошенничестве могут отправить под домашний арест. Или отпустить под залог. Или оставить под подпиской о невыезде. Если, конечно, следствие не обвиняет человека в особо крупном мошенничестве. Главное условие для гуманных правил: преступление не должно быть тяжким.
Понятно, что нередко арест мошенника вполне оправдан. Человек может скрыться с деньгами и уйти от правосудия. Однако в Верховном суде, проанализировав практику, сочли, что потенциал у идеи сокращения арестов есть.
"Стоит обратить внимание на то, что рассмотрение судами уголовных дел осуществляется с учетом мер по гуманизации уголовного законодательства, которые уже нашли воплощение в правоприменительной практике, о чем свидетельствуют следующие цифры, - рассказала Ирина Подносова. - Так, в 2023 году было удовлетворено на 5,9 процента меньше ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу по сравнению с 2022 годом. Количество удовлетворенных ходатайств о продлении срока содержания под стражей по сравнению с 2022 годом уменьшилось на 11 процентов".
Иными словами, арестовывать и продлять аресты суды стали реже. В отношении же тех, кто осужден, активно применяются альтернативные наказания, не связанные с лишением свободы. Кроме того, апелляционные и кассационные инстанции стали активней пользоваться возможностью смягчать приговоры.
"При рассмотрении уголовных дел в апелляционном и кассационном порядке обвинительные приговоры были отменены в отношении более 11 тысяч лиц, изменены со смягчением наказания - в отношении около 18 тысяч лиц, - сообщила Ирина Подносова. - На 6,6 процента увеличилось число осужденных, освобожденных из-под стражи по приговору суда. В качестве альтернативы лишению свободы суды стали активнее применять принудительные работы. В 2023 году применение этого вида наказания возросло почти в 5 раз по сравнению с 2022 годом".
Другая тенденция: в ходе заседания Совета судей много говорилось о том, что надо снижать судебную нагрузку, развивая различные альтернативные процедуры.
"На повестке дня остро стоит вопрос о необходимости исключения избыточных судебных процедур и о расширении сферы применения внесудебного взыскания задолженности при отсутствии между сторонами спора о праве, - заявила Ирина Подносова. - В связи с этим при содействии Верховного суда Российской Федерации в настоящее время правительством РФ готовятся законодательные инициативы, направленные на разработку механизма внесудебного взыскания задолженностей по налогам и сборам с физических лиц. Полагаю, что пришло время подумать о возможности распространения соответствующего механизма внесудебного взыскания и на другие виды задолженностей физических лиц (например, по долгам за услуги ЖКХ)".
Однако, подчеркнула председатель Верховного суда РФ, разумеется, реализация подобных мер не должна привести к ограничению доступа граждан и юридических лиц к правосудию и снижению уровня процессуальных гарантий.
Как поясняют эксперты, внесудебные процедуры должны активно применяться в делах, где у сторон по сути нет спора. Просто одна по каким-то причинам не хочет выполнять свои обязательства. Поэтому другой стороне нужен какой-то официальный документ, чтобы подключить к делу судебных приставов.
Специалисты рекомендуют расширить полномочия нотариата для взыскания бесспорных долгов. Во многих случаях заменить судебный приказ могла бы так называемая исполнительная надпись нотариуса. Исполнение которой для приставов также обязательно.