Фигура прокурора, бросившего вызов "миру, основанному на правилах", достаточно любопытна. Он был назначен на должность в МУС в 2021 году. Будучи по национальности британцем, обошел в ходе тайного голосования конкурентов из Ирландии, Испании и Италии. Изучал право в Королевском колледже Британии. Добровольно работал в ахмадийской мусульманской общине - секте ислама, которую преследуют в Пакистане (там существует закон, по которому ахмадийцам запрещено называть себя мусульманами - прим. ред.). Известность Карим Хан прибрел в качестве защитника. Среди его клиентов был вице-президент Кении, которого обвиняли в преступлениях против человечности после беспорядков, в которых погибло 1200 человек. А также бывший президент Либерии Чарльз Тейлор, которого в итоге осудили за военные преступления специальным судом по Сьерра-Леоне. Любопытно, что в число кандидатов на пост прокурора МУС Хан попал по настоянию правительства Кении.
Не менее необычен состав группы экспертов, которых Хан привлек, чтобы обосновать выдачу ордера на арест руководителей Израиля. Большинство из них - британцы. Возглавила команду Амаль Клуни, адвокат по правам человека, в прошлом советник прокурора МУС, по "совместительству" супруга актера Джорджа Клуни. Помимо нее заключение о виновности премьера и министра обороны Израиля подписали экс-судья МУС сэр Адриан Фулфорд, член палаты лордов Хелена Кенеди, экс-председатель Международного уголовного суда по бывшей Югославии Теодор Мерон. "Никто не стоит выше закона", - прокомментировал Карим Хан свое требование выдать ордер на арест руководителей Израиля в интервью CNN.
Означает ли заявление прокурора Хана, что Международный уголовный суд его поддержит? Однозначного ответа нет. Нельзя исключать, что мы наблюдаем многоходовую комбинацию, истинная цель которой вернуть Израиль к повиновению. До сих пор официальный Тель-Авив проявлял строптивость в отношении просьб Вашингтона свернуть операцию в секторе Газа. СМИ не раз писали о ярости Белого дома в связи с действиями Израиля против палестинцев - доходило до неофициальных угроз прекратить поставки оружия еврейскому государству. Своим желанием добить ХАМАС, невзирая на растущее число жертв среди мирного населения, Израиль разрушал прежние достижения во внешней политике США, что угрожало американцам потерей традиционных союзников, прежде всего, среди мусульманских стран. Однако, несмотря на намеки, добровольно уходить в отставку Нетаньяху отказывался. Громкое заявление прокурора МУС выдать ордер на арест премьера Израиля, возможно, последнее средство, которое должно "отрезвить" главу правительства. И вернуть его в "американскую орбиту". Нельзя полностью исключать, что мы наблюдаем классическую многоходовку, где британец Карим Хан - плохой полицейский, а "возмущенный его решением" президент Джо Байден - хороший. Если команда Нетаньяху сделает выводы и отведет войска с юга сектора Газа, прекратив тем самым операцию в палестинском городе Рафах, то судьи МУС решение прокурора не поддержат. В противном случае, руководители Израиля попадут в "черный список", а в Вашингтоне беспомощно разведут руками. Такой сценарий исключать нельзя.
На фоне предстоящих в июне выборов в Европарламент дискуссия вокруг правомерности ордера МУС на арест премьера и министра обороны Израиля приобретает особенно острый характер. Многие из европейских государств поддерживают партнерские отношения с Израилем. Но если суд поддержит требование Карима Хана, странам Старого Света придется выполнять этот вердикт, что подтвердил министр иностранных дел Евросоюза Жозеп Боррель. Общеевропейского консенсуса в отношении демарша прокурора Хана не существует. По мнению британского премьера Риши Сунака, Международный уголовный суд не обладает юрисдикцией для подачи запросов на арест руководителей Израиля: Британия, как и другие страны, не признает Палестину, а Израиль не является государством - участником Римского статута. Аналогичные аргументы привел госсекретарь Энтони Блинкен, назвавший МУС "судом ограниченной юрисдикции". Германский МИД сообщил, что одновременная выдача ордеров на арест должностных лиц Израиля и движения ХАМАС "могут создать неверное впечатление".
Франция, Бельгия и Испания, напротив, поддержали Карима Хана, объявив, что совершенные в Газе преступления "должны быть расследованы на самом высоком уровне". Как написала испанская газета El Pais, решение прокурора МУС представляет "один из наиболее энергичных международных ответов" на действия Израиля.
Заявления Вашингтона в связи с обвинениями МУС в отношении руководства Израиля напоминают реакцию ужаленного самим собой скорпиона или паука, запутавшегося в собственной паутине, - так прокомментировала ситуацию представитель МИД России Мария Захарова. По ее мнению, легитимизация непризнанного самими Штатами Международного уголовного суда в зависимости от конъюктуры - визитная карточка англосаксов. Посол России в США Анатолий Антонов считает, что Белый дом "без зазрения совести использует псевдоюридический инструмент (МУС) против тех, кого считает врагами, но запугивает санкциями эту структуру, когда речь заходит об интересах Вашингтона и его союзников. "Видимо, это и есть тот самый порядок, основанный на правилах", - подчеркнул дипломат.