Судьбу разрушенного дома решала строительная экспертиза. В правительстве региона отметили, что готовы к самым разным вариантам развития событий - от капитального ремонта дома и восстановления до его полного сноса и строительства с нуля. Эксперты пришли к выводу: рухнувшие квартиры можно отстроить заново, только под разбор попадет и прилегающее к разбитому подъезду жилье.
- На данный момент принято решение восстанавливать дом на этом же месте. Что это значит? Когда подняли проект, выяснили, что пострадавший объект представляет из себя несколько отдельных близкостоящих домов, которые не привязаны друг к другу, что в какой-то части облегчает задачу, - пояснил глава региона Вячеслав Гладков. - Окончательное решение будет принято после того, как проведем разбор подъездов и обследуем фундамент. Надеюсь, у нас получится максимально быстро приступить к строительству. Дом будет возведен по тому же проекту.
По предварительным оценкам, на это потребуется примерно 350 миллионов рублей. Однако до этого нужно еще провести демонтаж. Предстоит разобрать 89 квартир: работы начались сразу же после выводов экспертов.
Они сопряжены с определенными сложностями. За встряхнувшей конструкцию взрывной волной последовало возгорание. В этом хаосе жильцы, которые остались без крыши над головой и чудом уцелели в этот трагический день, потеряли и документы, и ценные вещи. Сейчас то, что еще осталось в пострадавших квартирах, стараются вытащить спасатели.
- Перед мэром города стоит задача - начать опись имущества жильцов этих квартир. Вместе с волонтерами и участниками территориальной самообороны в процессе разбора мы постараемся отыскать и собрать документы и ценные вещи, которые еще есть возможность идентифицировать, - отметил глава региона Вячеслав Гладков.
Мэр города Валентин Демидов пояснил: в каждом случае - подход сугубо индивидуальный. В этом можно не сомневаться: есть квартиры, куда сотрудники МЧС проникают только благодаря пожарной лестнице. Они достают из дома и одежду, и какие-то бытовые принадлежности, поясняя, что и они ценны для владельцев. Экономика участия проста. Есть семьи, которые живы благодаря счастливой случайности: уехали в выходные на дачу, к родственникам, банально в магазин вышли, - но теперь у них даже одежды сменной нет.
Все, что не заберут жильцы сразу же, будет вывезено на отдельную площадку и потом будет выдано владельцам в соответствии с описью.
- Всем людям, которые временно лишились жилых помещений, мы предложим варианты по действующему формату: если нет возможности остаться у родственников, заключаем договоры, снимаем квартиры и оплачиваем их через министерство социальной защиты региона. Если нет возможности и желания заключать договор о съеме жилья, жители будут размещены в ПВР, - констатировал Вячеслав Гладков.
Утвержден и порядок социальных выплат: по 10 тысяч рублей получит каждый, кто был зарегистрирован в пострадавшей многоэтажке. По 50 и 100 тысяч рублей - те, кто утратил имущество частично или полностью. Однако и в этой ситуации есть оговорки.
- Если будем видеть, что доход семьи не позволяет восстановить утраченное имущество и после окончания строительных работ, будет предложена дополнительная помощь в индивидуальном порядке. Такая возможность у нас есть, - добавил Вячеслав Гладков.
А что же с другими квартирами? Разбитое остекление, осыпавшаяся штукатурка, покореженные взрывной волной двери... Перечень повреждений в каждой различается, и первое, что уже начали делать строители, - монтаж окон. Перебитая теплотрасса тоже ремонтируется - скоро можно будет подать горячую воду в уцелевшие подъезды. Постепенно люди смогут вернуться домой.
К сожалению, домашнего уюта из-за обстрелов ВСУ лишились не только в этой светлой высотке. По данным мэрии, за последние дни массированных ударов в Белгороде повреждены свыше 1,2 тысячи квартир и частных домов, при этом с прошлых обстрелов оставались незавершенными работы почти по 300 жилым объектам, 16 из них нужно отстроить заново.
Теперь объем работ вырос многократно. Одних окон нужно несколько тысяч. На предприятии по выпуску стеклопакетов трудятся не покладая рук: в смену здесь выпускают по 500 единиц продукции.
Начальник производства Александр Щербинин отмечает, что проблем ни с комплектующими, ни с другими ресурсами нет, даже кадров в цехах хватает для возросшего из-за обстрелов объема работ.
- Пока есть потребность в пяти процентах сотрудников, - отмечает он. - Мы справляемся, потому что пока не сезон для традиционных работ по остеклению. А вот с июля будет сложнее.
На предприятии отмечают, что 500 единиц продукции за смену - неплохой показатель даже в этот напряженный период. После мартовских ударов Белгороду требовалось порядка четырех тысяч окон - их сделали очень быстро.
Другой вопрос - бригады, которые занимаются непосредственно монтажными работами. Их не хватает катастрофически. Приходится приглашать из других городов и регионов. Впрочем, белгородцы помнят, как после терактов на рождественских каникулах в городе работали соседи-куряне - под продолжающимися обстрелами, на ледяном ветру. Тогда работы, которые на профессиональном языке строителей называются закрытием теплового контура, затягивать нельзя было никак: стоял лютый мороз, грозивший новыми проблемами для открытого всем ветрам жилья.
Тем временем
Хотя сейчас погода расщедрилась на майское тепло, все строительные компании спешат как можно оперативнее завершить восстановление квартир и домов белгородцев. Только на минувшей неделе в работе бригад значилось свыше 400 объектов. На них предстояло заменить свыше 700 окон, остеклить заново почти 1,3 тысячи балконов, а также залатать почти три десятка кровель. И все это под рев сирены ракетной опасности и грохот взрывов в небе.